В конце года бухгалтеру необходимо провести ряд подготовительных процедур, связанных с формированием бухгалтерской и налоговой отчетности. Обозначим основные из них.
Формирование бухгалтерской и налоговой отчетности за 2016 г. в большинстве случаев начинается в следующем, уже новом году. Однако в конце года бухгалтерия должна провести ряд важных подготовительных мероприятий, основной перечень которых представлен в настоящей статье.
Шаг 1. Провести инвентаризацию имущества и обязательств
Требование о необходимости проведения инвентаризации имущества и обязательств содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете), п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение № 34н).
Сами процедурные моменты отражены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания № 49).
Инвентаризацию имущества и обязательств необходимо провести перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (п. 1.5 Методических указаний № 49).
Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Проверять наличие библиотечных фондов — один раз в пять лет. А в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается проведение инвентаризации товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков (п. 27 Положения № 34н).
Для проведения инвентаризации, прежде всего, необходимо создать инвентаризационную комиссию.
На крупных предприятиях создается постоянно действующая рабочая комиссия, ее состав, как правило, утверждается отдельным распоряжением. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Но в любом случае персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний № 49).
Одной из частых ошибок является подмена (либо отсутствие) участников рабочей комиссии, указанных в приказе и фактически проводящих инвентаризацию имущества. Причины такого несоответствия могут быть разными (служебная командировка, болезнь работника, отпуск и пр.). Однако независимо от причин данный факт может явиться основанием для признания итогов инвентаризации недействительными, поскольку фактическая работа всех членов рабочих инвентаризационных групп должна быть обеспечена в полном составе (п. 2.3 Методических указаний № 49).
Поэтому до момента издания приказа о проведении инвентаризации необходимо предварительно поставить в известность членов рабочей комиссии о ее начале и окончании. Кроме того, следует учитывать, что проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц (п. 2.8 Методических указаний № 49).
Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) должен быть зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п. 2.3 Методических указаний № 49).
В процессе проведения инвентаризации должны заполняться инвентаризационные описи.
Напомним, что начиная с 2013 г., формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций), определяет руководитель экономического субъекта (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Это могут быть унифицированные формы (инвентаризационные описи утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88н) либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. При использовании унифицированных форм нельзя удалять имеющиеся реквизиты таких документов (письмо Минфина России от 08.07.2011 № 03-03-06/1/414), можно лишь дополнять форму новыми строками или графами.
Но в любом случае используемые формы инвентаризационных описей, как и других первичных учетных документов, должны быть приведены в учетной политике организации.
Выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данных бухгалтерского учета отражаются в годовой бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.5 Методических указаний № 49).
Еще одной распространенной ошибкой при инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности является определение периода ее списания для целей налогового учета.
Составляя приказ о списании дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, данные о списанной задолженности, налогоплательщик автоматически переносит в налоговую отчетность того же периода.
Однако еще Президиум ВАС РФ (постановления от 15.06.2010 № 1574/10 и от 15.07.2010 № 2833/10), а затем и ВС РФ (Определение от 15.10.2014 № 302-КГ14-2259) разъяснили, что ст. 266 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором включается в состав внереализационных расходов безнадежная к взысканию дебиторская задолженность.
На практике это означает, что дебиторская задолженность подлежит признанию в расходах именно в периоде истечения срока исковой давности, а не в произвольно выбранном компанией налоговом периоде (постановления АС Московского округа от 17.07.2015 № А40-29510/14, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 № А40-102126/14, АС Западно-Сибирского округа от 29.06.2015 № А67-6309/2014, ФАС Московского округа от 07.03.2014 № А40-46678/13). И не имеет никакого значения тот факт, что компания поздно провела инвентаризацию и несвоевременно выявила безнадежную задолженность, по которой срок исковой давности истек в предыдущих налоговых периодах.
Аналогичные правила действуют и в части определения периода списания просроченной кредиторской задолженности. Как отмечают суды, нормы п. 18 ст. 250 НК РФ предусматривают обязанность налогоплательщика учесть суммы требований кредиторов, по которым истек срок исковой давности, в составе внереализационных доходов в определенный налоговый период (год истечения срока исковой давности). Эта обязанность подлежит исполнению вне зависимости от того, проводилась ли налогоплательщиком инвентаризация задолженности и был ли издан по ее результатам приказ руководителя о списании задолженности (Определение АС Волго-Вятского округа от 26.08.2015 № А29-10722/2014).
Таким образом, признавать доходы при списании кредиторской задолженности необходимо в том периоде, в котором истек срок исковой давности, даже если приказ руководителя по итогам инвентаризации о списании кредиторской задолженности издан позже.
Кроме того, в рамках проведенной инвентаризации дебиторов и кредиторов следует подписать акты с налоговой инспекцией, а также с ПФР и ФСС России.
А поскольку с 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь будут возложены на налоговые органы, плательщику необходимо провести сверку расчетов по страховым взносам по состоянию на 31 декабря 2016 г. до момента передачи сальдо расчетов в налоговые органы.
Шаг 2. Проанализировать перечень предоставляемых налоговых льгот и в случае необходимости отказаться от них
Плательщики имеют право воспользоваться льготами по разным видам налогов. Какие действия необходимо предпринять налогоплательщику, чтобы воспользоваться либо отказаться от законных льгот?
Наиболее распространенными льготными операциями, по которым плательщик не исчисляет НДС, предусмотрены ст. 149 НК РФ. Причем от льгот, обозначенных в п. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик отказаться не вправе. Например, операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).
«Необязательные» льготы приведены в п. 3 ст. 149 НК РФ. Например, услуги санаторно-курортных, оздоровительных компаний, оформленных путевками либо курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ).
От «необязательных» льгот плательщик может отказаться целиком, вне зависимости от того, кто является потребителем льготных услуг (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Для того чтобы отказаться от льгот, плательщик должен представить в свою налоговую инспекцию заявление в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения. Невозможно отказаться от льготы на срок менее одного года.
Никаких штрафных санкций за неподачу заявления НК РФ не предусмотрено. Установленной формы заявления об отказе от льготы нет. Поэтому налогоплательщик может написать заявление в произвольной форме с обязательным указанием наименования льготируемой операции и периода освобождения от льготы.
Всегда ли использование льготы благо для налогоплательщика? Прежде всего, использование льготы означает невозможность применения налоговых вычетов в части приобретенных товаров, работ, услуг для осуществления льготных операций (за исключением случаев, когда совокупный размер расходов не превышает пятипроцентного барьера).
А можно ли принять «входной» НДС к вычету, если компания фактически отказалась от применения льготы (то есть выставляет счета-фактуры покупателям с учетом НДС), но не известила об этом налоговую инспекцию?
Позиция финансистов на протяжении ряда лет была однозначной (письмо Минфина России от 19.09.2013 №03-07-07/38909).
Ряд арбитражных судов придерживается аналогичной позиции, аргументируя это тем, что выставление счетов-фактур с НДС не свидетельствует о том, что компания отказалась от освобождения таких операций, так как п. 5 ст. 149 НК РФ предусмотрен порядок отказа путем подачи заявления (постановления АС Московского округа от 23.03.2016 № А40-185069/2014, от 28.05.2014 № А40-139691/2014 (Определением ВС РФ от 29.09.2014 № 305-КГ14-1990 отказано в передаче в Судебную коллегию), Западно-Сибирского округа от 09.12.2015 № А81-6942/2014).
Однако налоговики в связи с наличием неоднородной арбитражной практики рекомендовали плательщикам руководствоваться позицией, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 № 17072/10 (письмо ФНС России от 23.09.16 № СД-4-3/17871@). То есть плательщик, своевременно не уведомивший налоговиков об отказе от льготы, вправе воспользоваться вычетом.
Таким образом, взвесив все за и против, бухгалтеру необходимо принять решение об отказе или использовании «необязательной» льготы.
В отличие от главы 21 главой 25 НК РФ не предусмотрено предоставление льгот по налогу на прибыль (письма Минфина России от 01.09.2016 № 03-03-06/2/51180, от 17.08.12 № 03-02-07/1-201, УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 № 20-15/020825). Однако для отдельных категорий плательщиков могут устанавливаться пониженные ставки. Например, определенным категориям плательщиков, реализующих инвестиционные проекты, может быть установлена пониженная ставка налога в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ, а также организациям, осуществляющих образовательную, медицинскую деятельность может быть предоставлена нулевая ставка.
Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если они соответствуют определенным критериям, обозначенным в п. 3 ст. 284.1 НК РФ.
Применению данной ставки сопутствуют многочисленные арбитражные споры по ее правомерности. Большинство арбитражных споров по данной тематике связано с правильностью определения доли доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности (Определение АС Западно-Сибирского округа от 10.09.2015 № А46-17389/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 № А42-8595/2014).
Праву на применение нулевой ставки сопутствует необходимость по окончании каждого налогового периода (в сроки, установленные для представления налоговой декларации) представить налоговикам следующие сведения:
— о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности;
— численности работников в штате организации;
— численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста (для медицинских организаций).
Если такие сведения не будут представлены (либо несвоевременно представлены), то организация утратит право на применение пониженной ставки. Однако если такие сведения не были своевременно представлены по причине технического сбоя (факт сбоя подтвержден скриншотами технической ошибки), то компания может отстоять право на применение нулевой ставки (постановление АС Поволжского округа от 18.09.2014 № А55-22839/2013).
Поэтому в конце года такие налогоплательщики должны проверить соблюдения выполнения условий для применения нулевой ставки по налогу на прибыль.
Шаг 3. Актуализировать положения учетной политики
В конце года, изучив поправки в законодательство, которые будут действовать в 2017 г., необходимо актуализировать положения действующей учетной политики.
Поскольку нововведения ступают в силу с 1 января будущего года, изменения в учетную политику (либо новая учетная политика) утверждаются не позднее 31 декабря текущего года.
Для ряда компаний (вновь образованных, перешедших на иной режим налогообложения) возникнет необходимость написать учетную политику «с нуля».
Какие новшества необходимо учесть бухгалтеру при подготовке приказа об изменении учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2017 г.?
Если компания относится к субъектам малых предприятий, нужно учесть ряд преференций, который упрощает способы ведения бухгалтерского учета таких предприятий (приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», применяется с 20 июня 2016 г.).
Малые компании вправе самостоятельно выбрать тот или иной способ упрощенного ведения бухучета, закрепив их в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика», информация Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»). В том случае, если малое предприятие решит воспользоваться новыми упрощенными способами ведения бухучета (в полном объеме или в какой-то части), то необходимо внести изменения в учетную политику.
Какие упрощенные правила могут прописать в своей учетной политике малые предприятия? Так, в отношении основных средств и материалов компании могут формировать первоначальную стоимость в усеченном виде (п. 8.1 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 13.1 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).
Для упрощения ведения учета можно воспользоваться правом, предоставленным п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», — начислять амортизацию по основным средствам раз в год. Однако следует понимать, что начисляя амортизацию один раз в год, компания ежеквартально переплачивает авансовые платежи по налогу на имущество, поскольку остаточная стоимость облагаемых объектов снизится только в конце года.
Малые компании имеют право списывать затраты на приобретение НИОКР и НМА сразу, а не постепенно, что также приводит к увеличению расходов от обычных видов деятельности и, к снижению размера чистой прибыли (абз. 3 п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).
Для страховых организаций и обществ взаимного страхования расширен перечень МСФО, которые такие компании вправе применять.
Так, с 1 января 2017 г. страховые компании и общества взаимного страхования могут применять МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» (Указание Банка России от 05.09.2016 № 4127-У).
«Налоговая» часть учетной политики, как правило, подвергается большим корректировкам, чем бухгалтерская часть. Тем более что при возникновении налогового спора решающим аргументом, подтверждающим правоту налогоплательщика в арбитражном суде, могут стать положения учетной политики.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Установленные в учетной политике способы налогового учета не должны противоречить положениям НК РФ (Определение ВАС РФ от 14.02.2013 № ВАС-649/13).
При формировании учетной политики налогоплательщику особое внимание следует уделить методике раздельного учета при осуществлении различных режимов налогообложении.
Зачастую, совмещая деятельность, переведенную на уплату ЕНВД, с общим режимом налогообложения, компании пренебрегают правилами организации раздельного учета. Принцип распределения общих расходов между видами деятельности установлен в абз. 3 и 4 п. 9 ст. 274 НК РФ.
В том случае, если налогоплательщиком на практике не велся раздельный учет в части общих расходов, в учетной политике не определены принципы и формы разделения показателей по видам деятельности, налоговые органы могут самостоятельно определить пропорцию для распределения общих расходов. А ссылка налогоплательщика на то, что при определении пропорции налоговым органом не были учтены, например, факты возврата продукции из магазина и товарные остатки в магазине, может быть не принята судом как документально неподтвержденная (постановление ФАС Уральского округа от 05.11.2014 № Ф09-7399/14).
С целью исключения налоговых рисков в подобных ситуациях, в учетной политике необходимо подробно прописать используемую методику в части распределения общих расходов между различными режимами налогообложения и тогда это сможет стать дополнительным аргументом в суде (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 № А55-23651/2013).
Шаг 4. Составить график отпусков
Не позднее чем за две недели до начала 2017 г., то есть до 16 декабря 2016 г., работодатели должны утвердить график отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ).
За отсутствие графика отпусков или составление его с нарушениями к работодателю могут применить меры ответственности, предусмотренные за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ):
— для должностных лиц организаций штраф составит от 1000 до 5000 руб.;
— для юридических лиц установлен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— для индивидуальных предпринимателей — штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Однако график отпусков необходим не только для того, чтобы избежать санкций при проверке. Грамотно составленный график отпусков позволит работодателю запланировать предстоящие отпускные расходы, безболезненно осуществлять непрерывные производственные процессы.
График утверждает руководитель организации с учетом мнения профсоюзного органа, если таковой имеется (ст. 123 ТК РФ).
Поскольку график отпусков является локальным нормативным актом, обязательным для исполнения и работниками, и работодателем, ни одна из сторон не вправе в одностороннем порядке изменить установленные в нем даты начала и окончания отпуска (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Поэтому, несмотря на то что напрямую в ТК РФ это не указано, работодатель обязан довести до сведения всех работников утвержденный график отпусков как локальный нормативный документ, связанный с трудовой деятельностью работников.
В противном случае работодателя могут признать виновным в нарушении норм трудового законодательства (решения Смоленского областного суда от 20.05.2014 № 21-144 21-144/2014 и Мурманского областного суда от 01.08.2014 № 21-191 21-191/2014).
Шаг 5. Перейти на УСН
В конце текущего года компаниям, применяющим УСН, необходимо проверить, не утратили ли они право на применение специального режима из-за превышения ограничений.
В том случае если компания решила с 2017 г. применять УСН, она должна подать уведомление в налоговую инспекцию о переходе на УСН в срок не позднее 31 декабря 2016 г. Уведомление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@, либо представляется по телекоммуникационным каналам связи в электронном формате, утвержденном приказом ФНС России от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@.
Для компаний, которые планируют перейти на УСН с января 2017 г., размер дохода за девять месяцев 2016 г. не должен превышать 59 805 000 руб. (45 000 000 руб. х 1,329).
С 1 января 2017 г. право на применение УСН могут получить налогоплательщики, если доход за девять месяцев 2016 г., в котором подается уведомление о переходе на данный специальный режим, не превысит 90 млн руб.
Продолжить применение УСН смогут налогоплательщики, чей доход за календарный год не превысит 120 млн руб. В то же время положение об индексации предельного размера дохода на коэффициент-дефлятор будет приостановлено до 2020 г. Такие изменения в ст. 346.12 и 346.13 НК РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Данные положения компании будут применять при переходе на УСН с 1 января 2018 г.
Шаг 6. Проверить остатки неиспользованных резервов
Компаниям, которые создали в бухгалтерском и налоговом учете те или иные резервы, необходимо проверить остатки этих резервов по состоянию на 31 декабря 2016 г. К оценочным резервам в бухгалтерском учете относятся резервы по сомнительным долгам, под снижение стоимости материально-производственных запасов, под обесценение финансовых вложений. А к оценочным обязательствам — резерв на оплату отпусков.
Как показывает практика, чаще всего компании формируют в налоговом учете резервы по сомнительным долгам, а также различные резервы предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 266, 324 и 324.1 НК РФ).
С начала любого календарного года компания вправе отказаться от формирования резервов в налоговом учете, отразив свое решение в учетной политике для целей налогообложения.
Например, компания создает резерв на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете.
На конец отчетного года сумма резерва уточняется исходя из количества дней неиспользованного отпуска по каждому работнику, среднедневной суммы расходов на оплату труда по каждому работнику (включая суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие начислению на сумму расходов на оплату труда).
По состоянию на 31 декабря 2016 г. определяется:
— количество дней отпусков, запланированных на текущий год, фактически не использованных работниками, включая дни неиспользованного отпуска за предыдущие периоды;
— среднедневная сумма расходов на оплату труда работников, которые не использовали отпуск. Этот показатель рассчитывается в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922;
— сумма расходов на оплату не использованных отпусков (с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды):
Сумма оценочного обязательства в части неиспользованных отпусков = Среднедневная сумма расходов на оплату труда × количество дней неиспользованного отпуска на 31.12.2016
Полученное значение сравнивается с числящимся в бухгалтерском учете остатком оценочного обязательства на предстоящую оплату отпусков.
Например, по состоянию на 31 декабря 2016 г. компанией рассчитан среднедневной заработок по каждому работнику (с учетом страховых взносов) и определено количество недоиспользованных (переиспользованных) дней отпуска. При этом возможны варианты, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1. Отражение операций по корректировке резерва в бухгалтерском учете
Результаты инвентаризации резерва на оплату отпусков |
Бухгалтерские записи 31 декабря 2016 г. |
---|---|
Сумма уточненного резерва больше числящегося остатка в учете |
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» — доначисляется недостающая сумма резерва (затратные счета используются в зависимости от категории работника — производственный, управленческий персонал) |
Сумма уточненного резерва меньше числящегося остатка в учете |
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» — сторнируется излишне начисленная сумма резерва (затратные счета используются в зависимости от категории работника – производственный, управленческий персонал) |
В налоговом учете порядок инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков установлен в ст. 324.1 НК РФ. Налоговый учет результатов инвентаризации зависит от дальнейшей судьбы резерва. Возможные варианты приведены в табл. 2.
Таблица 2. Отражение операции по корректировке резерва в налоговом учете
Будет ли создан в следующем налоговом периоде резерв на оплату отпусков |
Отражение в налоговых регистрах операций по корректировке резерва на оплату отпусков 31 декабря 2016 г. |
|
---|---|---|
Нет |
Вся сумма остатка сформированного резерва включается либо в расходы на оплату труда, либо в состав внереализационных доходов (п. 3, 5 ст. 324.1 НК РФ, письмо ФНС России от 12.12.2012 № ЕД-4-3/21167@) |
|
Да |
Если сумма уточненного резерва превышает фактический остаток резерва на конец года, то недостающая сумма резерва учитывается в составе расходов на оплату труда |
Если сумма уточненного резерва меньше фактического остатка резерва на конец года, то излишняя сумма резерва включается в состав внереализационных доходов |
Шаг 7. Проверить соблюдение страховых лимитов
С 1 января 2016 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет нарастающим итогом в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую (п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265):
— 796 000 руб. — для взносов в ПФР;
— 718 000 руб. — для взносов в ФСС России (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Поэтому в отношении каждого работника страховая база определяется отдельно по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. После достижения предельного лимита, начисление страховых взносов в ФСС России не производится, а в ПФР — сверх превышения страховые взносы уплачиваются по ставке 10%.
В том случае, если в штате компании трудятся иностранные специалисты, то нужно иметь ввиду, что тарифы по страховым зависят от статуса иностранцев, гражданства и факта, являются ли они высококвалифицированными специалистами.
За постоянно и временно проживающих иностранцев, а также временно пребывающих из стран ЕАЭС страховые взносы рассчитываются по тем же тарифам, что и за российских граждан (письма Минтруда России от 13.03.2015 № 17-3/ООГ-268, от 05.12.2014 № 17-1/10/В-8313).
За остальных временно пребывающих иностранцев, которые работают по трудовому договору, уплачиваются страховые взносы в ПФР по общим тарифам и в ФСС России по специальной ставке 1,8% (подп. 2.1 п. 2 ст. 12, п. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Шаг 8. Проверить статус работника для определения ставки НДФЛ
В конце года бухгалтер должен определить статус физического лица, поскольку от статуса физического лица зависит порядок обложения НДФЛ его доходов (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).
Для налоговых резидентов применяется ставка НДФЛ 13%, для нерезидентов РФ — 30%.
Статус налогового резидента РФ подлежит уточнению в конце налогового периода, что является основанием для перерасчета НДФЛ, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в течение года (постановление КС РФ от 25.06.2015 № 16-П).
Окончательный налоговый статус работника в зависимости от времени его нахождения на территории РФ в текущем году определяется только по итогам налогового периода. Если по итогам 2016 г. работник не приобрел статус налогового резидента (то есть находился на территории РФ менее 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, уплаченных в 2016 г. по ставке 30%, не производится (письмо Минфина России от 16.03.2016 № 03-04-05/14418).
Шаг 9. Начислить и выплатить заработную плату за декабрь
Первый рабочий день в 2017 г. приходится на 9 января 2017 г.
В том случае, если день выплаты заработной платы (согласно внутреннему локальному акту компании) приходится на праздничный или выходной день, выплату производят накануне (ст. 136 ТК РФ).
В ряде случаев компания сама проявляет инициативу выплатить декабрьскую заработную плату накануне Нового года. Поэтому бухгалтер должен рассчитать заработную плату, НДФЛ и страховые взносы в декабре 2016 г.
Если доход работника с начала года превысил 796 000 руб., страховые взносы с суммы превышения начисляются по пониженному тарифу 10%. Это значит, что если компанией планируется выплата годовой премии, ее целесообразно начислить в декабре 2016 г., когда у многих работников доход превышает указанный лимит.
Шаг 10. Направить уведомление о выборе ответственного обособленного подразделения в части уплаты налога на прибыль в региональный бюджет
Если у компании имеется несколько обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ, то компания может уведомить налоговую инспекцию о выборе ответственного обособленного подразделения, через которое будет производиться уплата налога на прибыль в региональный бюджет.
Ответственное подразделение будет перечислять налог на прибыль в регион за все работающие в данном регионе обособленные подразделения (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).
До 31 декабря 2016 г. компания может выбрать или поменять подразделение, ответственное за уплату налога на прибыль в региональный бюджет. В указанный срок компания должна направить в налоговый орган по месту нахождения компании уведомления по форме, рекомендованной в письме ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986.
В данном письме содержатся типовые формы уведомлений по уплате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ (уведомление № 1 и № 2).
Шаг 11. Изменить способ уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
C 1 января 2016 г. уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода могут компании, у которых за предыдущие четыре квартала 2015 г. доходы от реализации не превысили в среднем 15 млн руб. за каждый квартал.
Однако остальные компании могут уплачивать ежемесячные платежи по налогу на прибыль, исходя из фактической величины полученной прибыли либо ежемесячные авансовые платежи в течение квартала (ст. 286 НК РФ).
Компания вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей в 2017 г. исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря 2016 г.
При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Аналогичный порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Порядок уплаты авансовых платежей по фактической выручки выгоден компаниям, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) поступает нестабильно, что характерно для сезонных компаний. И если во втором и третьем кварталах происходит снижение выручки, то компании выгодно перейти на уплату ежемесячных платежей, исходя из фактической прибыли, а не отвлекать оборотные средства на уплату равномерных авансов в рамках квартала.
Законодательно установленной формы уведомления не предусмотрено. Поэтому компания вправе уведомить налоговую инспекцию в произвольной форме.
Если компания переходит на уплату налога из фактически полученной прибыли с 1 января 2017 г., перечислять авансы за предыдущий квартал не нужно. В этом случае компания имеет право подать уточненную декларацию с указанием в ней нулевых ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2017 г.
При отсутствии уточненной налоговой декларации представленное компанией в налоговый орган уведомление о переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли является основанием для сторнирования начисленных ежемесячных авансовых платежей на I квартал налогового периода, в котором происходит переход на систему авансовых платежей (письмо ФНС России от 09.06.2016 № СД-4-3/10335@).
Последние штрихи
Кроме перечисленных процедур бухгалтеру необходимо проверить имеющуюся первичку и проанализировать дебиторскую задолженность в части авансов выданных. Ведь большая часть документов за декабрь 2016 г. поступит в бухгалтерию только в январе 2017 г. Для исключения возможности «потерявшихся» документов для закрытия дебиторской задолженности по авансам выданным необходимо составить реестр недостающих документов (счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ, оказанных услуг).
По состоянию на 31 декабря 2016 г. необходимо также сформировать проводки по реформации баланса, то есть обнулить все субсчета к счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Обычно реформация баланса проводится бухгалтером уже в следующем году после получения всех документов за отчетный год и начисления налога на прибыль.