С декабря 2017 г. в России из общей лицензии на медицинскую помощь выведут аборты. Пока аборты ещё останутся в системе ОМС потому, что Минздрав выступил против инициативы вывести аборты из этой системы. Но правительство РФ уже включило прерывание беременности в перечень услуг, для проведения которых необходимо получение дополнительной медицинской лицензии.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова утверждает,что уже внедрённые меры позволили с 2011 г. сократить количество абортов без медицинских показаний почти в два раза. «Мы работаем вместе с Советом Федерации, Государственной думой, общественными и профессиональными организациями, религиозными конфессиями, прежде всего Русской Православной Церковью, — рассказывает министр. — Всё это позволило нам существенно сократить количество абортов по желанию женщины: с 735 000 в 2011 г. до 447 000 в 2015 г. Мы разрабатываем механизмы, которые позволили бы государству, с одной стороны, показать своё негативное отношение к абортам, с другой стороны — не нарушать репродуктивное здоровье женщины».
Тема запрета абортов — одна из самых обсуждаемых в России. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) провёл опрос и узнал, что две трети россиян против исключения абортов из системы ОМС. По их мнению, женщина должна иметь право на прерывание беременности. Около 57% респонденток заявили, что среди их близких знакомых есть те, кто делал аборт, а каждая десятая опрошенная женщина сама делала аборт. По мнению россиян, чаще всего женщины идут на аборт из-за низкого уровня жизни — 51%. Каждый десятый человек уверен, что виновато нежелание иметь ребёнка вообще или растить ребёнка без мужа. Респонденты говорили о безответственности мужчин, «случайности» беременности у женщин, о плохом состоянии здоровья матери или будущего ребёнка, о роли возраста и боязни за будущее детей. Категорически против абортов выступают лишь 4%. Между тем 60% считали, что женщина имеет право на аборт, если есть угроза жизни и здоровью женщины или прочие медицинские показатели. 46% упоминали сексуальное насилие, 37% — бедность, 26% — слишком юный возраст потенциальной матери, 22% — наличие трёх и более детей. В целом большинство (70%) не поддерживают инициативу об исключении абортов из системы ОМС.
Тема абортов получила широкий резонанс после того, как депутат Виталий Милонов предложил исключить аборты из системы ОМС. В свою очередь Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал запретить аборты в России. Недавно избранный американский президент Дональд Трамп навлёк на себя гнев активистов и некоторых медиков, заявив, что аборты нужно запретить, а женщин, нарушивших запрет, нужно наказывать за искусственное прерывание беременности. Против Трампа выступили и противники, и сторонники абортов.
Позднее он внёс некоторые коррективы в свою позицию, заявив, «если Конгресс одобрит закон, запрещающий аборты, и федеральные суды признают этот закон или какому-нибудь штату позволят запретить аборты по местному и федеральному законам, врач или любой другой человек, который делает незаконную процедуру женщине, понесёт наказание, а не женщина. Женщина — заложница обстоятельств, так же как и ребёнок в её утробе».
Аборты разрешили в США в 1973 году. Тогда Верховный суд объявил, что гарантированное Конституцией право на неприкосновенность частной жизни оправдывает решение женщины прервать беременность. Сейчас в некоторых штатах вопросы, касающиеся абортов, решаются отдельно. В 2013 г. законодательное собрание Техаса одобрило внедрение жёстких ограничений на аборты (запрет распространялся на сроки после 20 недель беременности). В России в разное время озвучивались самые разнообразные предложения. Так, к примеру, предлагалось законодательно ввести запрет на свободную продажу медикаментов, прерывающих беременность в домашних условиях. По мнению главы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова, этот документ должен был защитить здоровье женщин.
«У нас проведение абортов является криминальным бизнесом, — утверждает парламентарий. — Официально делается 1,5—2 миллиона абортов в год, а неофициально — до 5—7 миллионов абортов, в том числе и криминальных абортов, которые делаются в частных абортариях, в крайне непригодных условиях, в условиях антисанитарии, в подвалах, на бывших заводах непонятными специалистами и на запрещённых сроках. Всё это приводит к тому, что людей просто калечат. Нужно запретить и рекламу абортов. Кощунственно, когда в газетах печатается реклама аборта, причём на любом сроке. Это просто призыв к преступлению, которое совершает как сама беременная, так и тот, кто такой криминальный аборт производит». По его словам, хотя улучшение социально-экономических условий и может позитивно сказаться на рождаемости, аборты будут всё равно существовать, ведь есть проблема незапланированной беременности.
Что касается проведения аборта в частных клиниках, то лицензированные частные организации должны иметь эксклюзивное право. Депутат Елена Мизулина внесла в Госдуму предложение ввести запрет на аборты и для частников.
Запрет лишь приведёт к негативным последствиям, в частности, к росту числа подпольных абортов, увеличению числа беспризорников, повышению уровня смертности. С этой точкой зрения согласна и директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова. А вот уменьшить количество абортов могла бы система доабортного психологического консультирования, поддержка беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и повышение уровня репродуктивной грамотности. Помимо запрета, законодатели ищут способы воздействовать на потенциальных матерей, оказывая психологическое давление. Они предлагают показывать женщинам диаграмму сердцебиения эмбриона, после чего, по мнению чиновников, женщина обязательно должна передумать делать аборт.