Традиционно к Международному дню борьбы с коррупцией на основании своих проверок Счетная палата готовит список основных факторов, которые приводили к коррупционным нарушениям в уходящем году.
В этом году Счетная палата продолжила активное взаимодействие с правоохранительными органами. В органы прокуратуры, предварительного следствия, внутренних дел и государственной безопасности было направлено 104 материала Счетной палаты.
По результатам рассмотрения материалов контрольных мероприятий органами прокуратуры внесено компетентным должностным лицам 90 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 88 должностных лиц, объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения закона, опротестовано 2 незаконных правовых акта, прокурорами возбуждено 14 дел об административных правонарушениях. В целях защиты экономических интересов государства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах Прокуратурой заявлено 4 иска, по результатам надзорных мероприятий в федеральный бюджет возвращено 7,5 млн руб.
В 2016 году по результатам рассмотрения материалов контрольной деятельности Счетной палаты органами предварительного следствия возбуждено 15 уголовных дел, по 51 материалу следственными органами проводятся доследственные проверки.
Счетная палата продолжила работу по привлечению к административной ответственности должностных лиц, совершивших правонарушения в финансово-бюджетной сфере, а также в сфере управления. Инспекторами было выявлено 392 административных правонарушения, по которым вынесены процессуальные решения о возбуждении дел об административных правонарушениях. В настоящее время судами рассмотрено 177 дел, по которым вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 11,8 млн руб.
В 2016 году Счетная палата выявила значительное количество нарушений в сфере закупок, в том числе содержащих признаки коррупционных рисков. Среди них:
1.Обход законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем предоставления субсидий организациям, не подпадающим под юрисдикцию Закона № 44-ФЗ.
2.Посреднические схемы при осуществлении закупок. Наибольшее распространение такие схемы получили при осуществлении закупок для государственных нужд у единственного поставщика, который своими силами не выполняет никаких работ, а заключают в свою очередь субподрядные договоры, в том числе с дочерними или аффилированными организациями на неконкурентной основе.
3.Создание благоприятных условий подрядчикам для размещения части средств полученных авансов на депозитных счетах в банках.
4.Сговор на торгах участников, обладающих признаками аффилированности.
5.Еще один весомый коррупционный фактор в сфере закупок связан с составом и нормированием закупаемых товаров, работ и услуг.
Также серьезные коррупционные риски создают использование устаревших подходов к ценообразованию и применение необоснованных коэффициентов (в том числе индивидуальных) в строительстве, приводящие к завышению бюджетных расходов.
Материал предоставлен пресс-службой Счетной палаты РФ