Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству пришел к выводу, что проект нового КоАП нельзя рекомендовать к принятию в первом чтении.
На заседании Комитета выявилось множество недоработок и недостатков, не позволяющих перейти к следующему этапу движения проекта в Госдуме. Как сказал П. Крашенинников, в таких вопросах требуется руководствоваться принципом «не навреди», поэтому следует учесть все поступившие от экспертов замечания и продолжить работу над проектом. Предпринимательское сообщество высказало мнение о том, что проект требует существенной доработки либо его нужно и вовсе снять с рассмотрения.
Что же в проекте вызвало опасения бизнес-сообщества? Во-первых, введение новых видов административных наказаний, таких как лишение специального разрешения, ликвидация юридического лица, приостановление операций по счетам организации. Во-вторых, существенное увеличение сроков давности по отдельным категориям дел, касающихся бизнеса, а также значительное увеличение размеров штрафов при отсутствии четко определенных критериев их наложения. Для юридических лиц штрафы повышаются до 60 млн руб., что с учетом реалий правоприменения может использоваться в качестве инструмента недобросовестного воздействия на рынки и устранения конкурентов вместо превентивной меры в целях профилактики правонарушений.
Кроме того, по мнению предпринимателей, принятие нового кодекса в такой редакции, как сейчас, не позволит в достаточной мере оценить результаты внесенных в текущем году имеющих положительную окраску поправок в КоАП РФ, предусматривающих при первом выявлении административного правонарушения, не повлекшего вреда жизни и здоровью людей, вынесение «предупреждения» вместо применения избыточных санкций. Критике подвергся и тот факт, что проектом кодекса не учитывается проводимая в настоящее время работа по реформированию государственного регулирования в сфере контрольно-надзорной деятельности. В связи с чем требуется синхронизация норм нового кодекса с изменениями в законодательстве о государственном контроле и надзоре.
Критике подверглись отдельные новеллы, предлагаемые проектом. Например, разграничение административных нарушений по категориям: на грубые, значительные и менее значительные (по аналогии с Уголовным кодексом). Из проекта не ясны цели и возможные юридические последствия введения таких категорий. К тому же критерии отнесения правонарушений к той или иной категории являются весьма размытыми. Это может приводить к произвольному толкованию и применению норм, что недопустимо.
Коррупциогенной названа новелла, устанавливающая основанием для освобождения лица от административной ответственности «малозначительность правонарушения». Проект не дает определения понятию малозначительности и не указывает его признаков. Это может расширять возможности для злоупотреблений правоприменительными органами при использовании нового понятия. Например, при применении обеспечительных мер, таких как арест имущества и приостановление операций по счетам в банке.