Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) 21 декабря 2016 года дополнится статьей 142.1, посвященной регулированию вопроса об отступном в конкурсном производстве. Отступное как способ прекращения обязательства в банкротстве юридических лиц уже упоминалось в ряде статей Закона о банкротстве. Ценность же ст. 142.1 в том, что она прописывает конкретные условия заключения соглашения об отступном, которые раньше компенсировались судебной практикой.
Для начала выясним, что же может являться предметом отступного в банкротстве. Это может быть имущество (вещи и имущественные права), но с определенными ограничениями.
Во-первых, в соответствии с п. 2 ст. 142.1 Закона о банкротстве по отступному не может быть передано имущество, обремененное залогом. Во-вторых, данное имущество не должно быть продано или передано в соответствии с Законом о банкротстве (например, реализовано с торгов).
Процедура предоставления отступного следующая.
Созывается общее собрание кредиторов (или собирается комитет кредиторов), на котором решается вопрос погашения требований кредиторов путем предоставления отступного. На этом собрании рассматривается предложение конкурсного управляющего о предоставлении отступного. Данное предложение должно содержать следующие сведения (п. 4 ст. 142.1 Закона о банкротстве):
–о составе имущества должника, передаваемого по отступному;
–стоимости, такого имущества;
–порядке и сроке направления кредиторами заявлений о согласии на погашение требований путем предоставления отступного;
–порядке распределения имущества должника между кредиторами в случае, если на одно имущество должника претендуют несколько кредиторов;
– порядке заключения соглашения между конкурсным управляющим и кредитором (кредиторами), в соответствии с которым предоставлено отступное.
Стоит отметить, что законодатель допустил определенное противоречие: указав в п. 4 комментируемой статьи, что стоимость имущества определяется конкурсным управляющим, он одновременно предоставляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) право определять такую стоимость. По нашему мнению, законодатель имел в виду следующее: арбитражный управляющий в своем предложении указывает стоимость имущества как таковую (рыночная стоимость), а собрание кредиторов определяет стоимость имущества, передаваемого по отступному, то есть во сколько оценивается такая передача. К слову, стоимость отступного, определяемая собранием кредиторов (комитетом кредиторов), не должна быть меньше 50% от стоимости имущества, указанной в сообщении о торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения, на которых имущество должника не было продано.
После утверждения предложения о предоставлении отступного конкурсный управляющий уведомляет кредиторов о предоставлении отступного. Данная процедура дифференцируема в зависимости от числа кредиторов. Если их меньше 50, то конкурсный управляющий обязан уведомить каждого кредитора. Если же их больше, то информация о предоставлении отступного публикуется на сайте ЕФРСБ.
После получения уведомления конкурсный кредитор имеет право ответить на уведомление путем направления конкурсному управляющему заявления о согласии погашения своего требования к должнику путем предоставления ему отступного. При этом в заявлении должно быть указано имущество, за счет которого будет предоставлено отступное.
Стоит обратить внимание на то, что отсутствие указания кредитора в своем заявлении на имущество, за счет которого будет предоставлено отступное, а также несвоевременный ответ (указанный в предложении конкурсным управляющим), презюмирует отказ кредитора от погашения своего требования путем предоставления отступного.
Таким образом, нововведенная статья, прописывая процедурные моменты утверждения отступного, не затрагивает фактические вопросы реализации самого соглашения об отступном: как происходит передача отступного, кто утверждает само соглашение об отступном с конкретным кредитором и многие другие.