Картина режиссёра Андрея Кончаловского «Рай» вошла в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
На вопрос РИА «Новости» о его отношении к попаданию его фильма в шорт-лист А. Кончаловский ответил так: «Я никак к этому не отношусь, абсолютно. Чем больше ажиотаж вокруг „Оскара“, тем меньше меня это интересует. Слишком преувеличено значение этой премии. Одно могу сказать: я рад, что американцы поняли, что у нас не только танки, но и розы».
«Рай» ранее был удостоен «Серебряного льва» в Венеции. После этого картина предсказуемо была выдвинута для номинации на «Оскар». Теперь она в числе девяти отобранных лент, из которых к концу января останется пять претендентов на «Оскар». Помимо российской ленты, в шорт-лист попали ещё восемь фильмов, в том числе участники основного конкурса Каннского кинофестиваля этого года: немецкая лента режиссёра Марен Аде «Тони Эрдманн» (Toni Erdmann, 2016), иранский фильм Асгара Фархади «Коммивояжёр» (The Salesman, 2016) и картина канадского постановщика Ксавье Долана «Это всего лишь конец света» (It's Only the End of the World, 2016). В список также вошли представленный от Швеции фильм Ханнеса Холма «Вторая жизнь Уве» (A Man Called Ove, 2015), швейцарская анимационная лента Клода Барраса «Жизнь кабачка» (My Life as a Zucchini, 2016), работа датчанина Мартина Зандвлиета «Моя земля» (Land of Mine, 2015), норвежский «Выбор короля» (The King's Choice, 2016) режиссёра Эрика Поппе и австралийская картина «Танна» (Tanna, 2015), отмеченная несколькими премиями на Венецианском кинофестивале в этом году.
Сюжет «Рая» напоминает ряд виденных ранее фильмов. Лента о Второй мировой войне. Российская интеллигентка и эмигрантка Ольга была поймана на том, что прятала еврейских детей. Героиню заточили в мрачные казематы и стали мучить. Её дело ведёт француз Жюль, он нехороший человек, который всюду пытается извлечь выгоду из ситуации. Подлец предлагает Ольге смягчение её страданий за плотские утехи, и Ольга вынужденно соглашается. Но не получается — её отправляют в концлагерь.
Тут начинает разыгрываться действие, напоминающее известную ленту 1974 г. Лилианы Кавани «Ночной портье». Ольга встречает в лагере немца Хельмута, который когда-то был безнадёжно влюблён в неё, а теперь дослужился до высокопоставленного чина в СС. Но сохранил свои чувства. Между Ольгой и Хельмутом завязываются отношения. Немец, кажется, начинает что-то понимать (как американцы, которые внесли в шорт-лист «Рай») и готов даже организовать с Ольгой совместный побег из концлагеря. Ольга сначала соглашается, но потом понимает, что её представления о рае изменились…
У Л. Кавани в «Ночном портье» действие шло на фоне представления в соседнем с гостиницей театре «Волшебной флейты» Моцарта. Той оперы, в которой Вольфганг поменял местами злых и добрых героев по сравнению с изначальным либретто. И героиня Л. Кавани любит военного преступника, понимая порочность своей страсти.
У А. Кончаловского героиня идёт дальше, не просто мечется между страстью и воспитанием, но приходит к новому осмыслению понятия рая. Далее, можно сказать, следует глубокомысленное философское многоточие. Тем самым А. Кончаловский продолжает славную традицию советского и российского кинематографа пытаться превращать любую киноисторию в философскую притчу.
Не случайно в картине важную роль играют длинные и глубокомысленные монологи персонажей.
Главные роли в фильме исполняют жена режиссёра Юлия Высоцкая, а также Виктор Сухоруков, Кристиан Клаусс, Филипп Дюкен, Петер Курт и другие.