В 2016 году физические лица впервые столкнулись с необходимостью отчитываться о своих счетах, открытых в банках, расположенных за пределами РФ. Как, в связи с чем, в какие сроки и кому физическое лицо – гражданин РФ должен представить соответствующую отчетность? Давайте разберемся.
Резидент и валютный резидент РФ
Словосочетание «физическое лицо – гражданин РФ» мы привели выше не для красного словца. Дело в том, что понятие «резидент РФ» в рамках налогового законодательства и в рамках законодательства о валютном контроле не совпадает. Так, Налоговый кодекс РФ считает резидентом лицо, которое находится на территории РФ 183 дня и более. Валютное законодательство (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») признает резидентами РФ всех граждан РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. То есть фактически до тех пор, пока вы сохраняете гражданство РФ, в глазах российского законодательства вы остаетесь валютным резидентом РФ.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ резиденты РФ обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), открытых в банках, находящихся за пределами РФ, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Эта форма утверждена Приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.
Важно помнить, что непредставление такого уведомления образует состав административного правонарушения, предусмотренного п. 2.1. ст. 15.25 КоАП РФ, и наказывается штрафом в размере от 4000 до 5000 руб. Также необходимо учитывать, что многие банки отказываются осуществлять перевод на такие счета в банках за рубежом до тех пор, пока им не будет представлена копия уведомления об открытии соответствующего счета с отметкой налогового органа о его принятии. Формально у банков нет полномочий, которые позволяли бы требовать представление такого документа, однако на практике эта ситуация распространена повсеместно.
И наконец, валютные резиденты РФ, в соответствии с положениями п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, обязаны ежегодно представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Отчеты представляются в срок до 1 июня года, следующего за отчетным, то есть отчет о движении денежных средств за 2016 год представляется в срок до 01.06.2017 (п. 2 Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 (далее – Правила).
Отчитаться без штрафа
Форма отчетов достаточно простая. Она предполагает указание всего четырех составляющих по каждому счету:
–остаток по счету на начало отчетного периода (1 января отчетного года или дата открытия счета, если он был открыт в данном отчетном году);
–общая сумма зачисленных на расчетный счет средств за отчетный период. Если на вклад начислены проценты, то сумма этих процентов отразится именно в этой графе отчета;
–общая сумма средств, списанных со счета за отчетный период. Если банк спишет со счета некую сумму комиссии за ведение счета, то эта сумма отразится именно в этой графе в составе показателя «к минусу»;
–остаток по счету на конец отчетного периода.
Числовые показатели заполняются с указанием до сотых.
Отчет фактически состоит из нескольких листов. Первый лист – общие сведения о физическом лице, предоставляющем отчет, и второй лист – собственно отчет о движении денежных средств по счету. Если у вас открыто несколько счетов в разных банках, необходимо будет заполнить несколько приложений по форме второго листа (их количество будет соответствовать количеству счетов). Если счета открыты в одном банке (в одной или в разных валютах), ситуация точно такая же: второй лист заполняется столько раз, сколько счетов подлежат декларированию. Если же резидент РФ отчитывается о мультивалютном счете, то заполняться будет только один лист № 2, однако в нем нужно будет представить информацию о движениях по каждой валюте счета. В любом случае, независимо от количества счетов или валют счета, резидент РФ сдает в налоговый орган только один отчет, количество листов в котором меняется в зависимости от количества его счетов.
Представление такого отчета вовсе не означает, что одновременно с ним физическое лицо – резидент РФ обязано представить в налоговый орган выписки по этим счетам или иные документы, позволяющие идентифицировать источник получения на этот счет денежных средств. Однако выписки по счетам могут быть запрошены, поскольку на основании п. 8 Правил в целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица – резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) (далее – подтверждающие документы и информация). При этом подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со ст. 23 Закона № 173-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98. Указанным Постановлением в том числе установлено, что запрошенные документы и информация должны представляться в налоговый орган на русском языке.
Отметим, что налоговый орган в любом случае не может запросить в связи с проверкой такого отчета документы, подтверждающие, например, обоснованность поступления денежных средств на такой счет. Однако потенциально возможна ситуация, при которой, видя значительные поступления денежных средств на расчетный счет в соответствующем периоде, налоговый орган заинтересуется, был ли налогоплательщиком, физическим лицом, уплачен НДФЛ.
Ответственность за непредставление
В случае если отчет о движении денежных средств не будет представлен в налоговый орган в установленные сроки, физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в порядке п. 6.1, 6.2. или 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ. Максимальный размер штрафа (если срок представления отчета о движении денежных средств по счетам в банках за пределами РФ нарушен на более чем 30 дней) составляет 3000 руб.
Конечно, очевидно, что указанные выше суммы штрафов сравнительно невелики, однако необходимо учитывать, что контролирующие органы могут применить к физическому лицу положения КоАП РФ о незаконных валютных операциях (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ), которые влекут наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (в рассматриваемом случае – суммы счета). Поскольку рассматриваемые нормы валютного законодательства РФ являются сравнительно новыми (приняты в 2015 году), практики их применения на данный момент немного. Поэтому оценить вероятность указанного риска привлечения к административной ответственности сейчас не представляется возможным.
Как быть со счетом брокера?
Хотелось бы отметить еще один интересный момент. Это так называемая проблема брокерского счета. Ни для кого не секрет, что большое количество российских граждан открывает брокерские счета в зарубежных банках для того, чтобы вести с их помощью торговую деятельность на различных биржах. Нужно ли сообщать об открытии такого счета и отчитываться о движении денежных средств по нему?
Понятие банковского счета, как и понятие вклада, Законом № 173-ФЗ не определено. Однако используемые в Законе № 173-ФЗ институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства РФ, других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства РФ, если иное не предусмотрено названным Законом (об этом идет речь в п. 2 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
Понятие «договор банковского счета» определено в ч. 1 ст. 845 ГК РФ. В соответствии с указанной нормой по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. В силу п. 1 ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
В то же время инвестиционный (торгово-брокерский) счет по факту не является банковским счетом и используется для доступа к торговой платформе и осуществления торговли выбранными финансовыми инструментами.
Между тем положения п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ распространяются только на банковские счета и банковские вклады резидентов, то есть на счета, открываемые резидентами на основании договора банковского счета или банковского вклада. Следовательно, у резидентов РФ нет обязанности по предоставлению уведомлений об открытии небанковских счетов за рубежом. Схожий вывод содержится и в разъяснениях Минфина РФ от 27.09.2010 № 03-02-08/57 и от 25.02.2015 № 03-02-07/1/9483.
Отметим, что сравнительно недавно ФНС России выпустила свое разъяснение на эту тему. В своем Письме от 12.10.2016 № ОА-3-17/4712@ налоговая служба отметила, что «поскольку брокерские счета подразумевают проведение по ним расчетов с использованием денежных средств, то на такие счета распространяются требования ст. 12 Закона № 173-ФЗ». Представляется, что наличие различных разъяснений Минфина и ФНС России по проблеме брокерского счета может создать дополнительные сложности для налогоплательщиков, поскольку налоговые инспекции, вероятнее всего, будут руководствоваться подходом, предложенным ФНС. Вместе с тем позиция Минфина России по этому вопросу, на наш взгляд, является более точной и логичной.