В наступающем году предприниматели надеются, что государство будет принимать все важные законы только с участием бизнеса, проведет реальную реформу контрольно-надзорной деятельности, снизит налоги и облегчит доступ к финансированию. Добиться успеха смогут прежде всего компании, которые будут производить недорогие товары и сумеют выйти на новые рынки, регионы и страны.
Расширение сферы оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, по мнению участников юбилейного XXV Съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), является важнейшим направлением улучшения делового климата.
«Речь идет о том, чтобы и законопроекты, принимаемые во втором чтении Государственной думой, проводить через эту публичную процедуру, — подчеркнул президент РСПП Александр Шохин. — Речь шла и о том, чтобы включить в оценку регулирующего воздействия те элементы делового климата, которые сейчас, что называется, проходят мимо этого механизма, и прежде всего это налоговая система».
На втором и третьем местах по степени важности для бизнеса находится реформа системы контрольно-надзорной деятельности. Предприниматели рассчитывают, что смогут активно поработать вместе с правительством для ее улучшения в рамках реализации стратегического приоритетного проекта.
Для снятия ограничений на пути развития производственной деятельности предприниматели считают очень важным снижение фискальной нагрузки на бизнес. «И хотя сейчас у нас базовым тезисом является мораторий на увеличение фискальной нагрузки, тем не менее бизнес рассчитывает уточнить… в течение 2017—2018 гг. параметры налоговой системы, с тем, чтобы обеспечить ее стабильность, — отметил глава РСПП. — В последующие годы мы все-таки сумеем выйти и на некоторое снижение фискальной нагрузки, включая не только налоги, но и так называемые неналоговые платежи публичного характера».
Бизнес также озабочен сложным доступом к финансированию и надеется, что в 1-м полугодии 2017 г. Центральный банк снизит ключевую ставку и вслед за этим будут снижаться и процентные ставки по кредитам.
Однако дело не только в кредитных ресурсах, нужно развивать инструменты финансового рынка. В частности, расширять доступ средних динамичных компаний к механизмам заемного финансирования, таким как облигации. Если облигации средних динамично развивающихся компаний будут включаться в ломбардные списки Центрального банка, это позволит им более динамично развиваться. Бизнес также рассчитывает, что расширятся возможности выхода таких компаний на IPO. Московская биржа уже сейчас прорабатывает вместе с Центральным банком эти процедуры.
В наступающем году, по мнению участников VII Всероссийского форума «Российский бизнес перед лицом глобальных вызовов: Стратегии развития», организованного КВК «Империя» под патронажем ТПП РФ, сохранится сберегательная модель поведения потребителей. Цены и тарифы вырастут, отзыв лицензий банков продлится еще минимум полгода, а санкции не отменят.
В этих непростых условиях, по словам главы «Градиент Альфа» Павла Гагарина, нужно подстраиваться к «новой нормальности». «Работать в экономсегменте, делать дешевые альтернативы дорогим предпочтениям, открывать магазин „у дома“ вместо гипермаркета, покупать фильм вместо похода в кинотеатр, квартиру-студию… вместо „двушки“, — посоветовал эксперт. — Стоит кооперироваться и создавать альянсы взаимопомощи… Продавайте неперспективные активы, их проще реализовать, чем эксплуатировать... Наконец, выходите на новые рынки, в смежные отрасли, в другие регионы и страны. И, конечно, если уж экономите, то на производстве, а не на продажах, не на технологиях и не на ключевых сотрудниках».
Для эффективного ведения бизнеса в условиях скромных доходов покупателей нужно суметь чем-либо выделиться на рынке, в котором огромное число конкурентов. «Вопрос не в том, почему потребители должны покупать у вас. Вопрос в том, почему они должны покупать у вас, а не у конкурентов, — заметил совладелец и партнер Trout & Partners Russia Евгений Кадушин. — А если уж вы совсем ничем не отличаетесь, тогда хотя бы хорошо снизить цену. Возрастающая актуализация позиционирования требует рационализации, цифровой революции, прозрачности и усиления конкуренции. В этом контексте конкурентная стратегия позиционирования — это план преодоления конкуренции, основанный на изменении восприятия потребителей. Через нее вы должны склонить потребителя на вашу сторону, создавая „незаменимые бренды“». Сегодня в таком изобилии вы должны быть незаменимым».
Нам же остается пожелать читателям «ЭЖ» исполнения всех пожеланий бизнеса в наступающем 2017 г., стать незаменимыми в своем сегменте рынка и, конечно, не забыть подписаться на нашу газету!