340 депутатов проголосовали за, 74 — против законопроекта о преимущественно натуральном возмещении в ОСАГО, который прошел первое чтение в Госдуме.
Дебаты по поводу законопроекта о натуральном возмещении убытков в ОСАГО, который был внесен в Госдуму в июне 2016 г. Михаилом Емельяновым, разгорелись нешуточные. В частности, против законопроекта проголосовала фракция ЛДПР. Замруководителя франкции Ярослав Нилов объяснил это так: «Мы выступаем за право автовладельца на выбор». По мнению депутатов от ЛДПР, автоюристы полезны рынку и помогают страхователям взыскивать средства на полноценный ремонт. С этой позицией не согласны многие эксперты: деятельность автоюристов уже привела к тому, что в некоторых местностях автовладельцам стало трудно получать полисы ОСАГО, поскольку страховщики стараются ограничить свои продажи в наиболее убыточных регионах. Я. Нилов, впрочем, считает, что убыточность обязательной «автогражданки» страховщиками преувеличивается, а у страховщиков, «воющих» о том, что они будут вынуждены уйти с рынка, имеются лоббисты в Центральном банке. Депутат от «Единой России» Евгений Москвичев обвинил страховщиков в жадности, его сопартийцы Владислав Лысаков и Алексей Куринный — в недостойном шантаже. Глава комитета по финрынку Анатолий Аксаков обратился к депутатам с предложением принять проект в первом чтении и совместно проработать поправки ко второму чтению. Он заметил, что проблемы в ОСАГО существуют и их надо как-то решать. В конце концов законопроект был принят в первом чтении большинством голосов.
Реформа в ОСАГО, направленная на уменьшение денежной составляющей в выплатах, обсуждалась в соответствующих ведомствах и страховых союзах на протяжении последнего года. В связи с затянувшимися проблемами ситуацией в ОСАГО озаботились в правительстве. Президент Владимир Путин в апреле поручил заинтересованным ведомствам к 1 октября подготовить поправки в закон об ОСАГО, которые могли бы исправить положение. Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Российский союз автостраховщиков (РСА), Минфин и ЦБ принимали участие в разработке поправок. Одним из важнейших со стороны страховщиков было предложение о переходе на натуральное возмещение убытков в ОСАГО. Согласно этому предложению страховщики будут заключать договоры со СТОА и возмещать ущерб страхователям-физлицам, признанным потерпевшими в аварии, путем восстановления разбитого автомобиля натурой (юрлицам предложено оставить выбор между натурой и деньгами). В момент покупки полиса автовладелец сможет указать СТОА, где в случае ДТП будет отремонтирована его машина в порядке прямого возмещения убытков. Соответствующий список требований, куда входят предельные сроки ремонта, критерии доступности СТОА, порядок взаимодействия страховщика, потерпевшего и СТОА в случае ДТП, а также требования к СТОА будут отдельно прописаны в правилах ОСАГО.
При переходе на натуральное возмещение ущерба страховщики согласны не учитывать процент износа автомобиля. По мнению зампредседателя ЦБ Владимира Чистюхина, более широкое использование ремонта позволит качественно улучшить ситуацию на рынке ОСАГО.
Банк России предложил установить приоритет натурального возмещения над денежной выплатой только в отношении легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, причем при «тяжелых жизненных обстоятельствах» потерпевший будет иметь право обратиться в специальную комиссию РСА за денежной выплатой.
Страховщики надеются, что законопроект о приоритете натурального возмещения ущерба в ОСАГО будет принят в окончательном чтении в ближайшие месяцы. Однако, как указывает ряд экспертов, для перехода на натуральную форму возмещения ущерба в России может не хватить ремонтных станций, что сделает новые поправки в закон об ОСАГО невыполнимыми технически, по крайней мере, в ряде регионов.