Несмотря на падение доходов населения на фоне ослабления курса рубля, рынок детских товаров остается одним из самых стабильных в российской экономике. Так, оборот розничной торговли в денежном выражении снизился в этом году по сравнению с прошлым годом на 2,7%. При этом объем рынка детских товаров вырос на 6,5%. Такие данные озвучила заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова на Всероссийском конгрессе индустрии детских товаров, который прошел в Минпромторге. По ее словам, детские товары по-прежнему являются приоритетом в покупках, что отражается на показателях развития отрасли.
В своем выступлении замминистра отметила, что сегодня индустрия детских товаров в РФ представляется собой 15 отраслей, более 1200 промышленных предприятий, основную часть которых представляют малый и средний бизнес. В секторе заняты более 300 000 человек, при этом на производстве работают 90 000 человек.
Курс на импортозамещение
По оценке Росстата, на 1 января 2016 г. в России проживали 29 млн детей и подростков до 18 лет (+2,3% по сравнению с 2015 г.). Согласно экспертной оценке доля отечественного производства на рынке детских товаров в 2015 г. — около 23%.
Чтобы стимулировать отечественные компании, 30 сентября текущего года Минпромторг утвердил план мероприятий по импортозамещению продукции в индустрии детских товаров РФ. Согласно документу к 2020 г. доля импорта в сегменте детской деревянной мебели должна снизиться до 47% (в 2015 г. — 79%), игр и игрушек — до 64% (с 81%), детской одежды и аксессуаров — до 65% (с 80%), детской обуви — до 57% (с 60%).
Самый высокий процент импортозамещения чиновники рассчитывают достичь по матрасам из экологически чистых материалов (20%), учебному оборудованию и спортивным товарам для детей (19 и 21%). В 2015 г. в этих сегментах доля импортных товаров составляла 70 и 67% соответственно. Самые скромные успехи министерство ожидает в производстве пластмассовой детской посуды и санитарно-гигиенических изделий (80%). Фактические показатели по импорту этих изделий в прошлом году составляли 93 и 100%.
По оценке Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), основной вызов 2016 г. был связан с падением доходов населения на фоне ослабления курса рубля и последующего роста цен на товары и услуги для детей и семей с детьми. В итоге в 2016 г. цены в специализированной розничной торговле показали рост, к примеру, на одежду более чем на 22%. Такая динамика связана с высокой долей импорта как в готовой продукции, так и в материалах. Как следствие, произошло снижение продаж в натуральных показателях. Ту же одежду в 2016 г. покупали на 14% меньше (в штуках), в денежном выражении прирост продаж составил 4,8%. Единственный сегмент, который прошел «дно», — товары для новорожденных.
По словам президента АИДТ Антонины Цицулиной, несмотря на непростые условия, члены ассоциации работали над издержками, уменьшали прибыли, но старались сохранить рынок. В результате доля российских производителей детских товаров по итогам года должна, по оценке ассоциации, составить 27%. В Россию перенесли производство собственных торговых марок торговые сети, такие как ГК «Детский мир» и «Дочки сыночки», а также производство лицензионной продукции анимационных брендов.
К слову, анимационные студии вносят весомый вклад в развитие отечественной индустрии детских товаров, однако их деятельность может пойти на спад в случае принятия законопроекта о введении параллельного импорта детских товаров: в структуре их доходов от 65 до 80% занимает лицензирование, в первую очередь, кукол (образной игрушки). Защищая этот сегмент рынка, АИДТ вышла с инициативами по принятию действенных мер по борьбе с контрафактом. Проведенный в этом году мониторинг правообладателей показал, что в сегменте лицензионной продукции анимационных брендов доля контрафакта составляет более 40%.
Участники рынка считают, что не будет способствовать стабильности в индустрии введение обязательной психолого-педагогической экспертизы игрушек. Экспресс-оценка регулирующего воздействия на рынок в случае принятия данной процедуры показала серьезные риски увеличения себестоимости — не менее 20% прямых затрат на экспертизу и не менее 30% затрат, связанных с временными показателями прохождения экспертизы.
В тоже время, как сообщила в ходе конгресса директор центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета Елена Смирнова, только 25% игрушек, проверенных экспертами, соответствуют требованиям психолого-педагогической экспертизы. По словам эксперта, чаще всего на прилавках сетевых магазинов стоят куклы-роботы, а также куклы и животные «с сомнительной внешностью». Самый большой выбор представлен в таком сегменте, как образные игрушки, но уровень качества продукции в нем очень низкий. По мнению психологов, российским детям нужны куклы в виде ребенка, машинки с кузовом и динамические игрушки, а этого товара в сетевых магазинах детского сегмента представлено очень мало.
Говоря о барьерах развития внутри страны, производители часто сетуют на то, что добиться попадания своего товара на полки торговых сетей малым компаниям практически невозможно. «Исторически всегда считалось, что попасть в крупную сеть и стать поставщиком „Детского мира“ очень сложно. Прежде всего, это масштаб. Нам нужен поставщик, который сможет поставлять продукцию на всю нашу сеть, это определенный объем, который является существенным ограничением. Но в то же время количество российских поставщиков, с которыми мы работаем, увеличивается каждый год», — отметил заместитель гендиректора по стратегии и аналитике ГК «Детский мир» Алексей Воскобойник .
По его словам, традиционно в сеть поставляют товары легкой промышленности, сделанные в России, прежде всего детскую одежду и обувь. И количество отечественных производителей, представленных в магазинах «Детского мира», растет. Если в 2015 г. ретейлер закупал продукцию у 30 российских предприятий на 4 млрд руб. в год, то в 2016 г. у «Детского мира» количество поставщиков из России увеличилось до 40, а сумма закупки выросла более чем до 6 млрд руб. Суммарная доля товаров, которые произведены в России и представлены на полках «Детского мира», сегодня составляет около 25% ассортимента.
Минпромторг пообещал поддержать экспортеров
Вторым важным направлением развития отечественной индустрии детских товаров является расширение экспорта. В 2015 г. российский экспорт детских товаров составил около 400 млн долл. Это 0,1% от всего экспорта. «Наша задача состоит в расширении рынка сбыта. Считаем необходимым усилить поддержку производителей на иностранных рынках», — отметила замминистра.
Развивая тему продвижения российских компаний за рубежом, президент АИДТ подчеркнула исключительную важность включения российских компаний в международные цепочки создания добавленной стоимости. Это, как показывает пример бренда «Маша и Медведь», выводит их на совершенно другой уровень. В помощь членам АИДТ — Российский экспортный центр (РЭЦ), с которым АИДТ заключила стратегическое партнерство. Кроме постоянной консультационной и методической поддержки членов АИДТ в 2017 г. Ассоциация планирует при поддержке РЭЦ организовать на двух ведущих зарубежных выставках — в Лас-Вегасе и Кельне — коллективную экспозицию российских детских брендов и товаров.
Изменение среднего чека на игрушки, руб.
Средний чек |
2015 |
2016 |
Изменение, % |
---|---|---|---|
В среднем по России |
1229 |
1268 |
3,1 |
Москва |
1244 |
1276 |
2,6 |
Санкт-Петербург |
1118 |
1162 |
4,0 |
Екатеринбург |
1199 |
1229 |
2,4 |
Казань |
1201 |
1225 |
2,0 |
Краснодар |
1392 |
1420 |
2,0 |
Нижний Новгород |
1116 |
1214 |
8,8 |
Новосибирск |
1192 |
1206 |
1,2 |
Источник: ГК «Детский мир» |
К сведению
28 млрд руб. потратят российские родители на детские игрушки к новогодним праздникам
Группа компаний «Детский мир» — крупнейший оператор торговли детскими товарами в России и Казахстане — представляет исследование новогодних покупок для детей и рейтинг самых популярных игрушек, которые родители приобретают детям к новогодним праздникам.
Новый год остается праздником, на котором традиционно не принято экономить. Согласно прогнозам аналитиков группы компаний «Детский мир», в декабре 2016 г. российские родители потратят 28 млрд руб. на игрушки для детей. По сравнению с прошлым годом затраты на подарки вырастут на 1,1%.
«По данным продаж сети магазинов „Детский мир“, средняя стоимость подарка-игрушки составляет 1268 руб. в ноябре — декабре 2016 г. Этот показатель вырос на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сеть магазинов „Детский мир“ остается наиболее популярным местом при выборе подарков для детей, мы ожидаем высоких показателей продаж в предстоящем новогоднем сезоне. Для обеспечения высокого уровня сервиса мы продлеваем работу магазинов большинства магазинов сети, а четыре популярных супермаркета Москвы переходят на круглосуточный режим работы», — рассказала Надежда Киселева, начальник Управления по внешним и внутренним коммуникациям группы компаний «Детский мир».
Как отмечает «Детский мир», география оказывает большое влияние на потребительские настроения и предпочтения родителей. Так, средний чек наиболее значительно вырос в Нижнем Новгороде — на 8,8%, до 1214 руб. Самые щедрые родители живут в Краснодаре — средняя стоимость подарка здесь составляет 1420 руб., что несколько выше общероссийского показателя. В Москве средняя стоимость игрушки также выше — 1276 руб. (+2,6%). Интересно, что в Санкт-Петербурге он ниже — 1162 руб., но динамика его роста (4%) выше столичного.
По прогнозам ГК «Детский мир», в 2016 г. рынок детских товаров вырастет на 1% и составит около 519 млрд руб.