С наступлением нового года вступают в силу новые правовые нормы, поэтому готовиться к очередному календарному периоду необходимо заранее. Чтобы освежить в памяти правила, которые всем нам вскоре предстоит соблюдать, мы сделали краткий обзор самых важных для бизнеса изменений в законодательство, вступающих в силу с 1 января.
№ |
Нормативный акт или правовая норма |
Суть изменений |
---|---|---|
Юридические лица |
||
1 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и Федеральный закон „Об обществах с ограниченной ответственностью“ в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» |
Изменяется порядок заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, а также сами критерии отнесения сделок к крупным. Под крупной теперь понимается сделка, выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности. Критерий превышения 25% балансовой стоимости активов компании сохранился, однако стал дополнительным. Установлено, когда правила об одобрении крупных сделок АО не применяются. В частности, речь идет об АО, в которых единственный акционер также является единоличным исполнительным органом, об отношениях, возникающих при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении, к сделкам по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, заключенным на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества и др. |
2 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 338-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 84.8 Федерального закона „Об акционерных обществах“» |
На все акционерные общества начинает распространяться правило о минимальном сроке реализации преимущественного права акционеров на приобретение акций и эмиссионный ценных бумаг, конвертируемых в акции. Если цена размещения или порядок ее определения установлены решением, являющимся основанием для размещения АО путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, с их оплатой деньгами, и информация, содержащаяся в уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства РФ о ценных бумагах, то срок действия преимущественного права не может быть менее двенадцати рабочих дней с момента раскрытия такой информации. До 1 января 2017 г. эти требования применяются только к АО, которые являются кредитными организациями или владельцем более 50% обыкновенных акций которых является РФ |
3 |
Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» |
Для непубличных акционерных обществ, созданных до 1 сентября 2014 г., ужесточается порядок принятия решений об изменении или отмене положений устава об ограничениях количества акций, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, которые могут принадлежать одному акционеру. В настоящее время решения об изменении или исключении указанных положений устава принимаются общим собранием акционеров тремя четвертями голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, если необходимость большего числа голосов не установлена уставом общества. С 1 января 2017 г. такое решение может принято только единогласно |
4 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг“» |
Вводится законодательное понятие некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг. Под ней понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ. Такие организации имеют право на приоритетное получение поддержки, предусмотренной нормативными актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований |
Представительство |
||
5 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» |
Вступают в силу новые правила об отзыве доверенности. Предусмотрено, что отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме. При совершении отмены в простой письменной форме сведения о такой отмене могут быть опубликованы в официальном издании, в котором опубликовываются сведения о банкротстве. В этом случае подпись на заявлении об отмене доверенности должна быть нотариально засвидетельствована. При отмене доверенности в нотариальной форме сведения об отмене обязательно вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий. Третьи лица, не извещенные заранее, считаются извещенными об отмене доверенности в нотариальной форме на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий, а если отмена совершена в простой письменной форме, то по истечении одного месяца со дня опубликования таких сведений в официальном издании, в котором опубликовываются сведения о банкротстве |
Договоры, закупки |
||
6 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“» |
Расширен перечень объектов концессионных соглашений, перечень сведений, подлежащих включению в концессионное соглашение, скорректирован порядок заключения концессионных соглашений. Предусмотрены особенности регулирования правоотношений, возникающих из концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Новая редакция закона распространяется на правоотношения, возникшие из концессионных соглашений, заключенных 1 января 2017 г. и позже |
7 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» |
Изменяется порядок закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: государственные и муниципальные унитарные предприятия теперь обязаны будут осуществлять закупки в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, что означает ужесточение правил для этих субъектов. Для указанных лиц закупки допустимо будет проводить в соответствии с Федеральным законом 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии размещения их до начала года в единой информационной системе в двух случаях: если закупка осуществляется за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами или юридическими лицами, и если ГУП или МУП выступает исполнителем по контракту, но при этом привлекает на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия (за исключением закупки у единственного поставщика на основании акта правительства или президента |
8 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» |
Заканчивается переходный период вступления в силу указанного федерального закона, который начал действовать 15 июля 2016 г. и предусматривает снижение размера вознаграждения торговым сетям с 10 до 5% от цены товаров, а также устанавливает запрет на навязывание определенных договорных условий. Причем запреты теперь распространяются не только на ретейлера и поставщика продовольственных товаров, но и на лиц, входящих с ними в одну группу лиц (определяется по правилам антимонопольного законодательства). Договоры, которые были заключены до 15 июля, поставщики и торговые сети могли исполнять без каких-либо изменений до 31 декабря 2016 г. включительно. С 1 января все договоры поставки продовольствия, заключаемые ретейлерами, должны соответствовать требованиям закона независимо от даты их заключения. |
Недвижимость |
||
9 |
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ) |
Вместо государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним появится единый ресурс — Единый государственный реестр недвижимости, который объединит сведения кадастра и реестра. Сведения в него будут вноситься не только по заявлению заинтересованных лиц, но и в порядке межведомственного взаимодействия. |
10 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» |
Проводить кадастровую оценку будут только государственные оценщики (сейчас — независимые оценщики), которые являются работниками специальных бюджетных учреждений. Такие учреждения будут создаваться в субъектах РФ и подчиняться Росреестру. Сама оценка будет проводиться по единой для всех оценщиков методике. |
11 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
К недвижимым вещам отнесены машиноместа — предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений, которые не ограничены либо частично ограничены строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которых описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Регламентируются особенности кадастрового учета и регистрации прав на машиноместа. |
12 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» |
Частично вступивший в силу в июле 2016 г. закон теперь будет работать в полном объеме. В частности, начинают применяться положения об отказе в регистрации перехода, прекращения, ограничения права (обременения) на земельный участок из земель сельхозназначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства, а также о порядке регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на такие земельные участки. |
13 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» |
Поправками в Градостроительный кодекс РФ внесено новое понятие — деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории, а также правила подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечение комплексного и устойчивого развития территорий. Вводятся общие требования к документации по планировке территории и требования к инженерным изысканиям для подготовки документации по планировке территории |
Трудовое право |
||
14 |
Федеральные законы от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О независимой оценке квалификации“» |
С 1 января 2017 г. начинает работать система независимой оценки квалификации. Такая оценка будет проводиться для подтверждения соответствия сотрудника или соискателя на определенную должность требованиям соответствующих профстандартов или квалификационным требованиям, установленным нормативными правовыми актами. Оценка может проводиться по инициативе самого соискателя и за его счет либо по направлению работодателя — в таком случае компания оплачивает проведение оценки, а также гарантирует сотруднику его место работы и среднюю зарплату на время прохождения такой оценки |
15 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» |
Вступает в силу новая глава ТК РФ, регулирующая труд работников микропредприятий. В частности, работодатели, обладающие статусом микропредприятий, могут отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). Вместо этого необходимые правила включаются непосредственно в трудовой договор. |
Процесс |
||
16 |
Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» |
Предусмотрено, что судебное решение в уголовном и гражданском процессе, судебный акт в арбитражном процессе могут (а решение суда или судебный приказ — должны) быть изготовлены в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, в ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ закрепляется возможность представления заявлений (в том числе исковых заявлений), жалоб, ходатайств и иных документов в электронной форме |
Ответственность |
||
17 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“» |
Вступают в силу положения, направленные на реализацию законодательства о коллекторской деятельности. В частности, расширены основания и увеличены размеры штрафов за административные правонарушения, связанные с осуществлением деятельности по возврату просроченной задолженности. Вместо прежнего единственного состава правонарушения в новой редакции ст. 14.57 КоАП РФ сразу четыре состава: совершение кредитором или лицом, действующим в его интересах, деятельности по возврату задолжености с нарушением требований законодательства, совершение того же правонарушения профессиональной коллекторской организацией, внесенной в соответствующий реестр, санкции для руководителей коллекторских организаций за нарушение требований и ограничений, предъявляемых к ним законодательством, а также незаконное осуществление действий, которые вправе осуществлять только профессиональные коллекторские организации, лицом, которое такого статуса не имеет. |
Проверки |
||
18 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ и Федеральный закон „О стратегическом планировании в Российской Федерации“» |
Вводятся нормы, регулирующие организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В перечень мер контроля включена контрольная закупка, предусмотрены правила ее проведения. Предусматриваются дополнительные ограничения при проведении проверок. В частности, при проведении выездной проверки проверяющим запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки. Также запрещается требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки |