Для итогового в 2016 г. номера мы спросили ведущих юристов о том, какие правовые события уходящего года оказались для них наиболее значимыми, а также чего они ждут от наступающего года. Крупные сделки и сделки с заинтересованностью, реформа третейских судов, курс на защиту малого бизнеса — важных событий было множество, и у профессионалов в каждой сфере есть свои фавориты. Подробнее — в материале.
Игорь Артемьев,
руководитель Федеральной антимонопольной службы России
В этом году вступил в силу так называемый антикризисный закон (Федеральный закон от 03.07.2016 № 264‑ФЗ. — Прим. ред.), который ввел иммунитет для малого бизнеса от антимонопольных преследований. По закону не может признаваться доминирующим положение индивидуального предпринимателя, а также малого предприятия, если его учредителями являются только физлица, а выручка не превышает 400 млн руб. в год. При этом нормы документа не распространяются на финансовые организации, а также субъекты естественной монополии. Не будут признаваться антиконкурентными соглашения компаний, если их годовой оборот меньше 400 млн руб.
Важным событием для нас стало утверждение Верховным судом РФ Обзора судебной практики по антимонопольным делам в марте 2016 г. (Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом Верховного суда РФ 16.03.2016. — Прим. ред.). В нем разъяснено, что акт проверки не подлежит оспариванию в судебном порядке, а приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства может быть оспорен в арбитражном суде, так же как и предупреждение антимонопольного органа. Верховный суд отметил, что решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит обжалованию только в арбитражном суде.
Верховный суд также указал, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
В декабре 2016 г. Правительство РФ одобрило законопроект о дифференциации штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Различные виды антиконкурентных соглашений отличаются по степени их общественной опасности, в связи с чем возникла необходимость дифференциации административной ответственности. Для пресечения картелей меры административной ответственности должны быть усилены. В то же время для пресечения иных антиконкурентных соглашений они могут быть снижены (подробнее читайте в материале «Ответственность за антиконкурентные соглашения предлагают дифференцировать», «ЭЖ», 2016, № 49).
Олег Фомичев,
статс-секретарь — заместитель министра экономического развития России
В 2016 г. произошел ряд правовых изменений, имеющих существенное значение для правого регулирования малого и среднего предпринимательства.
Во-первых, это изменения в налоговом законодательстве в отношении использования специальных налоговых режимов. Увеличен до 150 млн руб. пороговый размер дохода, позволяющий применять «упрощенку», что сделает использование данного режима значительно доступнее.
До 1 января 2021 г. продлено действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что создаст предсказуемые условия для деятельности почти двух миллионов налогоплательщиков.
Кроме того, был принят пакет законов, касающихся снижения бремени, связанных с проведением проверок и мероприятий по контролю (надзору), которые заметно облегчают жизнь малому и среднему предпринимательству. Так, введен институт предварительной проверки жалобы, иной информации о нарушении проверяемым обязательных требований, поступившей в орган контроля (надзора), предшествующий принятию решения о проведении проверки.
В законодательство РФ об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие применение к субъектам МСП административного наказания исключительно в виде предупреждения. Реализация соответствующих положений позволит сделать акцент на профилактике административных правонарушений.
Впервые в сфере развития МСП утвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу — Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.
По итогам послания Федеральному Собранию в срок до 30 мая 2017 г. Минэкономразвития поручено подготовить и утвердить комплексный план действий Правительства на 2017—2025 гг., в котором должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019—2020 гг. темпов роста экономики РФ, превышающих темпы роста мировой экономики. Отдельный раздел плана должен быть посвящен развитию малого и среднего предпринимательства. В этой связи Министерство планирует провести широкую дискуссию с предпринимательским и экспертным сообществами и регионами по вопросам поиска наиболее оптимальных решений в сфере развития предпринимательской деятельности, которые необходимо реализовать в среднесрочной перспективе.
Безусловно, будет продолжена реализация программ поддержки МСП. Ориентир на 2017 г. — внедрение сервисного подхода к организации взаимодействия бизнеса с государством. Оно должно стать более простым, доступным, понятным. Важно продолжить работу по созданию таких условий ведения предпринимательской деятельности, в которых было бы комфортно начинать и развивать бизнес.
Людмила Новоселова,
д.ю.н., председатель Cуда по интеллектуальным правам, заведующая кафедрой интеллектуальных прав МГЮУ им. О.Е. Кутафина
В настоящее время в российском законодательстве продолжается реформа, затрагивающая широкий круг общественных отношений. Несмотря на то что основные пакеты законодательных поправок в ГК РФ были приняты в 2015 г., только в 2016‑м началась активная адаптация правоприменительной практики к измененным и новым положениям.
В связи с этим хотелось бы отметить активную позицию Верховного суда РФ, направленную на разъяснение вопросов, возникающих в практике применения российскими судами обновленного законодательства.
Так, 2016 г. было опубликовано два важнейших постановления Пленума Верховного суда РФ, касающихся изменений положений Гражданского кодекса об обязательствах: от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» и от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». Указанные постановления Пленума дали ответы на многие проблемные вопросы, возникавшие в практике.
Как известно, реформа гражданского законодательства не обошла стороной и часть четвертую Гражданского кодекса, регулирующую вопросы интеллектуальной собственности: в октябре 2014 г. в нее были внесены значительные изменения. Судебные споры в этой сфере отличаются особой сложностью. Именно поэтому исключительно важной будет работа над подготовкой проекта постановления Пленума Верховного суда РФ о применении судами части четвертой Гражданского кодекса. Принятие такого документа позволит выработать единообразные подходы к разрешению споров, связанных с защитой прав на интеллектуальную собственность.
Вадим Чубаров,
д.ю.н., вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ
Среди событий 2016 г. хотелось бы выделить поручение Президента РФ Правительству РФ разработать с участием ТПП РФ, ведущих объединений предпринимателей план мероприятий, предусматривающих в том числе систематизацию и формирование единого перечня неналоговых платежей, закрепление в законодательстве единых правил их установления, исчисления и взимания.
Впервые эту тему подняла именно Торгово-промышленная палата, когда наш Экспертный совет по налоговому законодательству выявил существование, по сути, дополнительной «неналоговой» системы, обременяющей предпринимателей различными платежами параллельно с обязанностями по уплате налогов. Ярким примером таких обременений является система «Платон», платежи в которую должны были вноситься наряду с уплатой транспортного налога. Такие платежи чаще всего администрируют ведомства, которые их получают, а распределение средств намного менее прозрачно, чем в налоговой сфере.
Во исполнение поручения Минфин России подготовил законопроект с изменениями, вносимыми, главным образом, в Бюджетный кодекс. С таким узким подходом мы не вполне согласны, хотя и поддерживаем сам факт внесения подобных изменений в законодательство. В 2017 г. планируем подготовить самостоятельный проект закона о неналоговых платежах. В нем будут перечислены критерии, позволяющие отнести тот или иной платеж к неналоговому, предложение включать неналоговые платежи в специальный реестр и правило о том, что предприниматели должны платить только те платежи, которые внесены в реестр.
Второе значимое событие 2016 г. — это переход третейской реформы в фазу реализации. К 1 февраля 2017 г. МКАС и МАК при ТПП РФ должны подготовить регламенты (правила) администрирования различных видов арбитража. По сути, это процессуальные кодексы для разных категорий споров: международного арбитража, внутренних споров, спортивного арбитража, корпоративных споров, а также правила по оказанию отдельных функций по администрированию арбитража, положение о гонорарах, положение о сборах, положение об организационном построении МКАС и МАК. Эту работу мы вели на протяжении всего 2016 г.
Также я хотел бы отметить приостановление в 2016 г. работы над новым Административным кодексом РФ. После избрания нового созыва Государственной думы было принято решение не спешить с его созданием. Хотя Дума предыдущего созыва вела его подготовку в форсированном режиме, документ получался крайне сырым. Полагаем, что в предстоящем 2017 г. в рамках рабочей группы Комитета по законодательству и государственному строительству, возглавляемого Павлом Крашенинниковым, будет готовиться проект кодекса, который сможет заменить действующий КоАП со всеми многочисленными поправками.
Еще я бы выделил в 2016 г. работу по законопроекту о государственном и муниципальном контроле. Он должен прийти на смену Федеральному закону от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Надеемся, что принятие нового закона, как минимум, не уменьшит гарантии прав предпринимателей в процессе проверок. Предполагается, что новым законом будет введен обязательный риск-ориентированный подход к контролю за предприятиями и организациями. Законопроект очень тяжело согласуется, в итоге Минэкономразвития России вносит уже восьмую его версию. Мы настаиваем на том, чтобы появился исчерпывающий перечень оснований для внеплановых проверок, а жалобы, на основании которых они проводятся, сначала проверялись. Бизнес донимает дублирование — когда одно ведомство еще не закрыло за собой дверь, а другое уже начинает проверять то же самое. Закон должен поставить этому барьер.
В 2017 г. по поручению президента ТПП РФ вместе с ведущими объединениями предпринимателей и Правительством РФ должна будет представить предложения по оптимизации налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Также в рамках этих поручений мы должны подготовить предложения по ключевым параметрам налоговой системы на 2019 г. Представители государственных органов довольно часто указывают на то, что в России не самая высокая налоговая нагрузка. Но если вместе с ней подсчитать неналоговые платежи, то это бремя оказывается достаточно тяжелым. В результате мы можем оказаться неконкурентоспособной юрисдикцией как на фоне стран — партнеров по ЕАЭС, так и других стран с развивающимися экономиками. И наши предприниматели будут стремиться вести бизнес в странах с более привлекательным бизнес-климатом и там платить налоги. Поэтому мы будем работать над подготовкой стратегических предложений по совершенствованию налоговой системы, ключевым направлением которых станет мораторий на увеличение налоговой нагрузки.
Как специалист по гражданскому праву с сожалением отмечаю, что в 2016 г. не удалось принять разделы ГК РФ о финансовых сделках и о вещных правах. Раздел о финансовых сделках уже в высокой степени готовности, хотя еще предстоит работа по балансировке интересов банков и их клиентов. Что же касается вещных прав, то, к сожалению, предприниматели привыкли, что есть право собственности, аренда и сервитут, и возражают против внесения в Гражданский кодекс более широкого их спектра. Например, вещное право застройки, которое позволяет до 99 лет вести себя на чужом участке как собственник, предпринимателям не нравится, в отличие от аренды, хотя с арендой их уже через пять лет могут выставить с участка. Надо проводить работу, переубеждать предпринимателей, что предлагаемые изменения в их пользу. Этим надо было заниматься еще в период принятия Земельного кодекса. Но тогда законодатель исходил из того, что основным собственником земли у нас в стране является государство, поэтому в Земельном кодексе надо предусмотреть отдельные правила. В результате ЗК РФ сейчас больше напоминает КоАП — там столько же статей «со значками». Но когда государство перестает быть доминирующим собственником земли, должен остаться нормальный гражданский земельный оборот с правами для частных собственников участков и иных лиц, претендующих на их использование.
Константин Корсик,
президент Федеральной нотариальной палаты
Для нотариата 2016 г. был ознаменован большой юбилейной датой — 150‑летием нашего института. Этот год стал особенным для нотариусов и с точки зрения развития профессиональной деятельности. Законодатель передал нотариату большое число новых полномочий и компетенций для обеспечения стабильности гражданского оборота и защиты имущественных прав и интересов граждан. Среди них в первую очередь необходимо отметить введение обязательной нотариальной формы для всех видов сделок по отчуждению долей в праве общей собственности. Благодаря такому решению законодателя сделки с долями в недвижимом имуществе приобрели дополнительную правовую защиту от мошенников и недобросовестных сособственников.
Вторая важная правовая новелла — расширение сферы применения исполнительной надписи нотариуса. Теперь она может быть использована для внесудебного взыскания долга как на основании нотариально удостоверенного договора, предусматривающего передачу денежных средств или имущества, так и по кредитному договору. Таким образом, непростые долговые вопросы решаются строго в рамках правового поля. Обращение к исполнительной надписи также позволит избежать обременительных временных и финансовых издержек, возникающих при взыскании долга в судебном порядке. Надеемся, что все преимущества применения этого инструмента граждане и кредитные организации смогут оценить на практике в ближайшее время.
В течение года укрепилась и система страхования профессиональной ответственности нотариусов. Минимальная сумма индивидуальной страховки нотариуса увеличилась до 5 млн руб. Продолжает наполняться Компенсационный фонд ФНП, обеспечивающий возмещение ущерба любого размера, понесенного гражданами по вине нотариуса, и сегодня его размер уже превышает 50 млн руб.
В 2017 г. наша первоочередная задача — обеспечить эффективное применение новелл законодательства, извлечь из вновь приобретенных полномочий максимум пользы для общества, для правовой защиты российских граждан и бизнеса.
Артем Карапетов,
д.ю.н., директор юридического института М-Логос
В сфере моих научных интересов — обязательственном и договорном праве — наиболее важные положительные новости, пожалуй, три.
Во-первых, внесение в ГК РФ ряда точечных правок, корректирующих некоторые ошибки реформы обязательственного права 2015 г. (изменение правил расчета процентов по ст. 395 ГК РФ, «отключение» законных процентов по ст. 317.1 ГК РФ).
Во-вторых, целый ряд важных и в целом позитивных разъяснений, касающихся правил расчета и доказывания убытков, применения ст. 313 ГК РФ, а также ряда иных вопросов, которые Пленум Верховного суда РФ закрепил в своих постановлениях от 24.03.2016 № 7 и от 22.11.2016 № 54.
В-третьих, дальнейшее развитие Верховным судом РФ практики телеологического толкования норм договорного и обязательственного права, возвышение принципа свободы договора и идеологии «все разрешено, что прямо не запрещено», как минимум, в сфере разрешения сугубо коммерческих споров. Судебная коллегия по экономическим спорам в этом году продемонстрировала в целом ряде кассационных определений примеры толкования норм обязательственного права в качестве диспозитивных, несмотря на отсутствие в них прямой оговорки о праве сторон согласовать иное. Это дает надежду на то, что постепенно ограничительный и неуважительный подход к свободе коммерческих договоров будет уходить в небытие и в практике нижестоящих судов.
На негативной же правовой стороне заканчивающегося года в преддверии праздников концентрироваться не хочется.
В новом году буду, как и прежде, внимательно следить за развитием судебной практики в сфере обязательственного и договорного права. Ожидается публикация разъяснений Верховного суда РФ по вопросам перемены лиц в обязательстве.
Возможно также принятие комплексных поправок в нормы ГК РФ о финансовых сделках. Целый ряд положений законопроекта представляется очень удачным (например, допущение консенсуального займа), некоторые иные вызывают серьезные сомнения.
Александр Кузнецов,
к.ю.н., доцент Российской школы частного права (ИЦЧП им. С.С. Алексеева)
На мой взгляд, одним из наиболее важных событий в сфере корпоративного права в уходящем году стало принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 343‑ФЗ, который внес серьезные изменения в регулирование порядка совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью, с одной стороны, вдохнув в них новую жизнь, с другой, — «примирив» эти институты с новой редакцией ГК РФ.
Наиболее ожидаемым законопроектом в 2017 г., как мне кажется, является подготовленный Минэкономразвития России проект, направленный на приведение федеральных законов об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью и о регистрации юридических лиц в соответствие с ГК РФ. Как мы знаем, реформа ГК РФ привнесла в отечественное право довольно много новелл таких, например, как расширение диспозитивности для непубличных корпораций, множественность директоров, исключение акционера и т.п. Для того чтобы заработать в полную силу, эти нормы требуют адекватного отражения их уже в текстах специальных законов. Упомянутый законопроект готовится с 2014 г., однако сложность решаемых задач и широкий круг заинтересованных лиц, которые потенциально будут затронуты изменениями, объективно затянули процесс его принятия. Хочется надеяться, что в новом году эта работа наконец‑то будет доведена до конца.
Ольга Савина,
советник президента по правовым вопросам АО «Объединение ИНГЕОКОМ»
Самыми значительными изменениями, внесенные Государственной думой и Советом Федерации, стали поправки в Градостроительный кодекс, которые коренным образом реформируют систему саморегулирования в строительной отрасли. Данные изменения коснутся всех организаций, выполняющих работы по строительству, проектированию или изысканиям.
Развитие строительной индустрии является стратегически важным направлением для рынка. Речь идет о возведении не только объектов гражданского строительства, но и объектов инфраструктуры.
Самыми значительными изменениями, на наш взгляд, стали поправки в Градостроительный кодекс, которые коренным образом реформируют систему саморегулирования в строительной отрасли. Данные изменения коснутся всех организаций, выполняющих работы по строительству, проектированию или изысканиям.
Так, с 1 июля 2017 г. обязательное членство в СРО предусмотрено только для генеральных подрядчиков. Кроме того, генеральный подрядчик может выполнять работы без допусков, если размер обязательства не превышает 3 млн руб. Однако, исходя из практики строительного подряда подобная сумма, конечно, очень мала.
Все субподрядные организации, в настоящий момент имеющие допуски и не планирующие в будущем выступать в качестве генерального подрядчика должны будут покинуть СРО, с правом получить обратно внесенный взнос в компенсационный фонд только в 2021 г. Оставшиеся генеральные подрядчики должны будут подтвердить свое соответствие новым требованиям, в первую очередь квалификационный состав. Вот некоторые изменения в области строительства. Усложнят эти изменения работу или наведут порядок в отрасли, покажет лишь практика.
Наша компания занимается в основном строительными подрядами в рамках госзакупок, поэтому для нас важны также изменения в данной области. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на сегодняшний день является наиболее динамичным — в него постоянно вносятся изменения.
Основной новеллой стала ст. 34, которую дополнили важным положением в части возможности объединения в одном лоте работ по проектированию и строительству — ч. 16.1 этой статьи определяет, что предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Также внесены изменения в части требований к контрактам на создание произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработку проектной документации объектов капстроительства, а также к контрактам на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, работ по строительству и реконструкции объектов. Правительству РФ было предоставлено право устанавливать виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц в качестве субподрядчиков. Целью введения данного правила является борьба с недобросовестными строителями. Между тем на практике такая новелла может усложнить положение всех строительных организаций.
Владислав Забродин,
учредитель и управляющий партнер компании Capital Legal Services
Критических изменений законодательства в прошедшем году мы не увидели. Исключение — вопросы деофшоризации и изменения отчетности для физических лиц. Они были важны, но прошли скорее как технологический процесс, связанный с изменением ситуации в стране. Потребовалась большая открытость в деятельности компаний.
Самый главный момент носит макроэкономический характер. Существенно меняется общая атмосфера на рынке. Данный процесс начался со II квартала года и является позитивным. В будущем году ожидается развитие рынка, привлечение дополнительных инвестиций в экономику. Подобные изменения, бесспорно, положительно скажутся и на сфере юридического консалтинга.
Другой важный момент — это регулирование профессии. Если смотреть на ситуацию глобально, будем надеяться, что в следующем году начнется постепенная консолидация профессии. Вероятнее всего — на базе адвокатуры. Это будет хорошим основанием для развития юридической профессии и оказывать положительный эффект на всю бизнес-среду в нашей стране.