Новый МРОТ
Внесены изменения в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Согласно поправкам минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 г. устанавливается в сумме 7800 руб. в месяц.
(Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“», вступает в силу с 1 июля 2017 г.)
Тарифы страховых взносов на «травматизм»
Установлено, что в 2017 г. и в плановый период 2018 и 2019 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».
(Федеральный закон от 19.12.2016 № 419-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», вступил в силу с 1 января 2017 г.)
Правила пересмотра административных дел
Подписан закон, направленный на устранение возникшей неопределенности при обжаловании в ВС РФ в кассационном и надзорном порядке вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях. Дело в том, что раньше административные дела, рассмотренные арбитражными судами, пересматривал ВАС РФ. Но после его упразднения в КоАП РФ и АПК РФ были внесены поправки, в которых было установлено, что вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях пересматриваются в порядке надзора ВС РФ в порядке, установленном КоАП РФ (если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах). А по правилам КоАП РФ такое обжалование (опротестование) осуществляется в упрощенном порядке, то есть без участия сторон и заслушивания объяснений по доводам жалобы.
В связи с этим в новом законе установлено, что ВС РФ будет пересматривать вступившие в законную силу решения арбитражных судов о привлечении к административной ответственности, а также решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), по правилам, предусмотренным АПК РФ, а не КоАП РФ (как это было раньше).
(Федеральный закон от 22.11.2016 № 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступил в силу 3 декабря 2016 г.).
Порядок проверки работников на профпригодность
Утверждены Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена. Принятие этих правил связано с тем, что с 1 января 2017 г. проводится независимая оценка квалификации и работникам либо соискателям придется сдавать экзамены на профпригодность в специальном центре оценки квалификации.
(Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»)
Обновлены коды видов доходов и вычетов
Внесены изменения в приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@, которым утверждены коды для справки 2-НДФЛ.
В частности, добавились новые коды:
1544—1554 — доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (ранее для них применялся код 1543, который теперь не используется);
2002 — премий за производственные результаты;
2003 — вознаграждений, выплачиваемых из прибыли и средств целевого назначения;
126—149 — детских вычетов (они введены вместо упраздненных кодов 114—125);
225—241 — расходов по операциям с ценными бумагами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (вместо исключенного кода 221);
250—252 — сумм убытка, уменьшающих налоговую базу в соответствии со ст. 214.9 НК РФ.
Больше не применяется код 2791, по которому отражались доходы в натуральной форме в качестве оплаты труда, полученные от сельхозтоваропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств.
(Приказ ФНС России от 22.11.2016 № ММВ-7-11/633@ «О внесении изменений и дополнений в приложения к приказу ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ „Об утверждении кодов видов доходов и вычетов“», зарегистрирован в Минюсте России 14.12.2016 № 44708, вступил в силу 26 декабря 2016 г.)
Утверждены формы документов по зачету и возврату страховых взносов
С 1 января 2017 г. в ведении ФСС России остается администрирование только страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим ФСС России утверждены новые формы:
— акт совместной сверки расчетов по взносам, пеням, штрафам (форма 21-ФСС РФ);
— заявление о зачете сумм излишне уплаченных взносов, пеней, штрафов (форма 22-ФСС РФ);
— заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов, пеней, штрафов (форма 23-ФСС РФ);
— заявление о возврате сумм излишне взысканных взносов, пеней, штрафов (форма 24-ФСС РФ);
— заявление о зачете сумм излишне взысканных взносов, пеней, штрафов (форма 25-ФСС РФ);
— решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пений, штрафов (форма 26-ФСС РФ);
— решение о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пений, штрафов (форма 27-ФСС РФ).
(Приказ ФСС России от 17.11.2016 № 457 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации», зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2016 № 44551, вступил в силу с 1 января 2017 г.)
Поправки в декларацию по ЕНВД
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ (далее — Закон № 178-ФЗ), который откорректировал положения подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ. Из данной нормы исключено упоминание о том, что сумма ЕНВД уменьшается на страховые взносы, уплаченные только с вознаграждений работников. Таким образом, с 2017 г. предприниматели, имеющие наемных работников, могут уменьшать ЕНВД не только на сумму страховых взносов с вознаграждения, выплачиваемого физлицам, но и на сумму страховых взносов в фиксированном размере.
В связи с этим потребовалось обновление формы декларации по ЕНВД, утвержденной приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@. Поправки затронули раздел 3 «Расчет суммы единого налога на вмененный доход за налоговый период» декларации. Изменена методика расчета общей суммы ЕНВД, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период. Напомним, что она отражается по строке 040 раздела 3 декларации.
Итак, если индивидуальный предприниматель указывает по строке 005 признак «1» (налогоплательщик, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), то он строку 040 заполняет следующим образом. Из суммы исчисленного за налоговый период ЕНВД (строка 010) вычитаются как страховые взносы, предусмотренные п. 2 ст. 346.32 НК РФ (строка 020), так и страховые взносы, уплаченные индивидуальным предпринимателем в фиксированном размере на обязательное пенсионное и медицинское страхование (строка 030). При этом получившееся значение не должно превышать 50%. Соответствующие поправки внесены и в Порядок заполнения раздела 3 декларации.
(Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/574@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 04.07.2014 № ММВ-7-3/353@», зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2016 № 44598)
ПСН плюс УСН: как определить предельную численность работников
Минфин России настаивает, что в целях соблюдения ограничения на применение ПСН в расчет должны браться все работники предпринимателя.
Для возможности использования ПСН средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).
Минфин России считает, что при определении средней численности наемных работников за налоговый период в целях соблюдения ограничения, установленного п. 5 ст. 346.43 НК РФ, индивидуальный предприниматель должен учесть всех своих работников, в том числе и занятых в видах предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках иных режимов налогообложения.
Отметим, что Верховный суд в Определении от 01.06.2016 № 306-КГ16-4814 указал, что среднюю численность работников при совмещении ПСН с иными спецрежимами в целях ограничения, предусмотренного п. 5 ст. 346.43 НК РФ, нужно отслеживать отдельно. Данное ограничение не может распространяться на другие режимы налогообложения, поскольку находится в главе, регулирующей исключительно ПСН. Эту правовую позицию Верховного суда налоговики должны использовать в своей работе (письмо ФНС России от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@).
(Письмо Минфина России от 06.12.2016 № 03-11-12/72655)
Учет торгового сбора при УСН с объектом «доходы»
Может ли индивидуальный предприниматель уменьшить налог по УСН на сумму торгового сбора, если налог и сбор уплачиваются им в разные бюджеты? Ответ на этот вопрос дал Минфин России. Финансисты рассмотрели ситуацию, когда ИП в соответствии с положениями п. 6 ст. 346.21 НК РФ уплату налога и авансовых платежей по УСН производит по месту своего жительства в Ивановской области, а деятельность ведет в Москве и уплачивает торговый сбор.
Из положений п. 8 ст. 346.21 НК РФ следует, что предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы», вправе на уплаченную сумму торгового сбора уменьшить налог (авансовые платежи) по тому виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор.
Поэтому предприниматель, зарегистрированный в налоговом органе Ивановской области и применяющий УСН, при осуществлении торговой деятельности через объект недвижимого имущества, находящийся в г. Москве, не вправе уменьшать сумму налога по УСН (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода и уплачиваемого в бюджет Ивановской области, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода в бюджет г. Москвы.
(Письмо Минфина России от 01.12.2016 № 03-11-11/71320)
Вычет НДС по товарам, используемым в экспортных операциях
Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для операций, облагаемых по нулевой ставке, осуществляется в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки.
С 1 июля 2016 г. в п. 3 ст. 172 НК РФ добавлено новое условие о том, что положения данного пункта не распространяются, в частности, на товары, используемые в экспортных операциях (за исключением экспорта сырьевых товаров). Это касается только товаров, которые были приняты на учет с 1 июля 2016 г.
К сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п. 10 ст. 165 НК РФ).
Минфин России разъяснил, что по принятым к учету с 1 июля 2016 г. товарам, которые используются при экспорте несырьевых товаров, НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке, то есть после их постановки на учет и при наличии счета-фактуры продавца.
По товарам (работам, услугам), которые используются в экспорте сырьевых товаров, НДС принимается к вычету в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки.
(Письмо Минфина России от 23.11.2016 № 03-07-08/69129)
НДС по услугам за пределами аэропорта
Минфин России разъяснил, подпадают ли под обложение НДС услуги по обслуживанию воздушных судов, оказываемые на посадочной площадке за пределами аэропорта.
Подпунктом 22 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС реализации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Специалисты финансового ведомства обратили внимание, что освобождение от НДС услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых вне аэропортов Российской Федерации, указанной нормой НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, операции по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых на посадочных площадках, находящихся за пределами аэропортов, расположенных на территории Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
(Письмо Минфина России от 22.11.2016 № 03-07-15/68621)
Подарочный сертификат для работника
По мнению Минфина России, при получении работником от работодателя подарочного сертификата у работника образуется доход в натуральной форме в виде оплаты права на получение товаров в организации, реализующей такие сертификаты. Налоговая база по такой операции определяется с учетом льготы, установленной п. 28 ст. 217 НК РФ.
При получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 211 НК РФ). Исходя из этого, при получении работником сертификата налоговая база определяется как стоимость товаров, право на получение которых появляется у владельца сертификата (номинал сертификата).
Пунктом 28 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от НДФЛ стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, в размере, не превышающем 4000 руб. за налоговый период. Таким образом, при получении работниками от организации-работодателя подарочных сертификатов для определения размера дохода, подлежащего налогообложению (освобождаемого от налогообложения на основании п. 28 ст. 217 НК РФ), должен использоваться номинал подарочных сертификатов.
(Письмо Минфина России от 18.11.2016 № 03-04-06/67922)
О применении новой Классификации основных средств
С 1 января 2017 г. введен новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст). В связи с этим потребовалось привести Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, в соответствие с новыми кодами ОКОФ. Изменения в нее внесены постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640, которые вступили в силу с начала следующего года.
Обновление кодов ОКОФ привело к тому, что некоторые объекты основных средств относятся к другим амортизационным группам. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли по таким объектам устанавливать новую норму амортизации с учетом изменившегося срока полезного использования?
Минфин России разъяснил, что определять срок службы исходя из новой редакции Классификации нужно только по объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2017 г. Что касается «старых» основных средств, то к ним продолжает применяться срок полезного использования, установленный при вводе их в эксплуатацию.
Объясняется это тем, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ срок полезного использования определяется компанией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта с учетом Классификации основных средств. В дальнейшем изменить этот срок можно, только если он увеличился в результате проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения основного средства. При этом корректировка срока может быть осуществлена в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее был включен модернизированный (реконструированный) объект. Иных случаев изменения срока службы основного средства Налоговым кодексом не предусмотрено.
(Письмо Минфина России от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124)
Как исправить ошибку в расчете по форме 6-НДФЛ
ФНС России рассказала, как предоставляется уточненный расчет по форме 6-НДФЛ в случае обнаружения ошибки в расчете за первый квартал после представления расчета за девять месяцев.
Согласно п. 6 ст. 81 НК РФ при обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет. Следовательно, если после сдачи в налоговый орган расчета по форме 6-НДФЛ за девять месяцев 2016 г. налоговый агент обнаружил ошибки в части завышения суммы налога в расчете по форме 6-НДФЛ за I квартал 2016 г., он должен сдать уточненный расчет. В связи с тем что расчет по форме 6-НДФЛ составляется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год, то в данной ситуации уточненный расчет по форме 6-НДФЛ следует представить за I квартал, полугодие и девять месяцев 2016 г.
(Письмо ФНС России от 15.12.2016 № БС-4-11/24062@)
Подтверждение нулевой ставки НДС
ФНС России рассказала о документальном подтверждении применения ставки 0% по НДС при оказании услуг международной перевозки товаров автотранспортом через территорию государства — члена ЕАЭС.
Налоговики разъяснили, что при вывозе товаров автомобильным транспортом за пределы таможенной территории Таможенного союза через территорию государства — члена ЕАЭС, на границе с которым таможенный контроль и таможенное оформление отменены, для целей подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметкой таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление вывоза товаров (таможенный орган выпуска). Наличие отметки российского таможенного органа, подтверждающей вывоз товара за пределы территории РФ, на указанных документах не требуется.
При ввозе товаров автомобильным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена ЕАЭС, в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации транспортно-экспедиционных услуг представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа «Выпуск разрешен» (штамп в виде оттиска), подписью должностного лица и оттиском личной номерной печати.
(Письмо ФНС России от 12.12.2016 № СД-4-3/23716@)
Заполнения платежек по страховым взносам с 2017 г.
ФНС России разъяснила порядок заполнения платежных документов на перечисление страховых взносов с 1 января 2017 г.
Начиная с 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы. В целях своевременного поступления в бюджетную систему РФ денежных средств, перечисленных плательщиками в счет уплаты страховых взносов и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов, ФНС России доводит до сведения плательщиков следующую информацию.
При заполнении реквизитов платежного поручения на перечисление страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации должно указываться:
— «ИНН» и «КПП» получателя средств — значение ИНН и КПП соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
— «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
— код бюджетной классификации — значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение «182» — Федеральная налоговая служба.
(Письмо ФНС России от 01.12.2016 № ЗН-4-1/22860@)
О применени БО-3 при оказании услуг населению
Из пункта 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ следует, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов в случае оказания услуг населению вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в установленном порядке до 1 июля 2018 г.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.03.2005 № 171, могут применяться до 1 декабря 2008 г.
Форма БО-3 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции» была утверждена письмом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33 и, соответственно, после 1 декабря 2008 г. не применяется.
Между тем, как разъяснила ФНС России, применение ранее утвержденных форм бланков строгой отчетности в добровольном порядке до 1 июля 2018 г. допустимо в случае, если состав реквизитов таких бланков строгой отчетности соответствует Порядку осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.
(Письмо ФНС России от 28.11.2016 № ЕД-3-20/5664@)
О применении кадастровой стоимости при исчислении земельного налога
ФНС России довела до сведения нижестоящих налоговых органов позицию Минфина России о применении кадастровой стоимости, установленной по результатам исправления кадастровой ошибки, при исчислении земельного налога.
Налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, за который исчисляется налог (п. 1 ст. 391 НК РФ). Изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при определении налоговой базы за текущий и предыдущие годы, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ. Финансовое ведомство отметило, что такого исключения, как пересмотр кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления кадастровой ошибки в течение налогового периода, в НК РФ нет. Из сказанного следует, что новая кадастровая стоимость может применяться в целях налогообложения только с года, следующего за годом ее корректировки. Согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в постановлении от 02.07.2013 № 17-П, нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения действуют во времени в порядке, определенном в ст. 5 НК РФ. Этой статьей установлено, что акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков (в том числе изданные в целях устранения выявленных ошибок) могут применяться для целей налогообложения за прошедшие периоды, если улучшают положение налогоплательщиков.