Текущий год только начался, а уже известен один из итогов года следующего. К концу 2018 г. станет меньше на 18 число монопрофильных городов.
В конце минувшего года Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам сформулирована задача постепенного сокращения количества моногородов.
Паспорт развития — каждому монопрофильному городу
По итогам заседания Совета утвержден паспорт программы «Комплексное развитие моногородов». Программа вошла в 11 приоритетов развития страны:
-
здравоохранение;
-
образование;
-
ипотека и арендное жилье;
-
ЖКХ и городская среда;
-
международная кооперация и экспорт;
-
производительность труда;
-
малый бизнес и поддержка индивидуального предпринимательства;
-
реформа контрольно-надзорной деятельности;
-
безопасные и качественные дороги;
-
моногорода;
-
экология.
Срок реализации приоритета по моногородам: ноябрь 2016 г. — декабрь 2025 г.
Исполнители программы: Минэкономразвития и Минфин России, Внешэкономбанк, Фонд развития моногородов. Соисполнители: федеральные органы исполнительной власти, АО «Корпорация МСП», АО «АИЖК», профильные фонды, Фонд содействия реформированию ЖКХ, ФСО России, банки с государственным участием, органы власти субъектов Федерации, муниципалитеты, градообразующие предприятия, субъекты естественных монополий, общественные организации и деловые объединения.
Не менее 200 моногородов получат муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса.
В 150 монопрофильных городах предстоит реализовать инвестиционные проекты.
В 100 моногородах создадут территории опережающего социально-экономического развития. В первые дни января объявлено о создании таких территорий в городском поселении Белебей (постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1536) и городском округе Кумертау (постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1550). Оба моногорода находятся в Башкортостане.
В 15 монопрофильных муниципальных образованиях за счет прямой поддержки Фонда развития моногородов намечается построить и реконструировать инфраструктурные объекты с целью диверсификации экономики.
В результате к 2019 г. число муниципальных образований, зависящих от благополучия/неблагополучия градообразующих предприятий, уменьшится на 18 единиц. В последующие шесть лет с критерием «моногород» расстанется 301 муниципальное образование.
С этой целью все 319 на данный момент моногородов должны обзавестись паспортом собственного развития. 10 декабря 2016 г. их градоначальникам и главам субъектов РФ с такими муниципальными образованиями выслан шаблон именного документа. В него надо внести проекты и мероприятия по:
-
внедрению лучших практик (например, по типу Атласа муниципальных практик АСИ);
-
внедрению проектного управления;
-
развитию городской среды;
-
созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
-
содействию реализации инвестиционных проектов;
-
получению мер государственной (федеральной и региональной) поддержки моногородов;
-
развитию образования;
-
развитию здравоохранения;
-
развитию промышленности;
-
развитию объектов социальной инфраструктуры;
-
развитие объектов транспортной инфраструктуры;
-
развитию коммунальной инфраструктуры;
-
развитию физической культуры и спорта;
-
экологическому развитию;
-
развитию туризма.
Пока на местах знакомятся с присланным шаблоном, в федеральных институтах развития — Фонде развития моногородов и Внешэкономбанке завершается анализ потребности моногородов в:
-
ремонте основной (центральной) улицы;
-
модернизации (ремонте) зон регистрации и ожидания в поликлиниках;
-
оснащении автомобилями скорой медицинской помощи классов В и С отечественного производства медицинских организаций.
Изменения должны происходить здесь и сейчас
Одновременно в органы местного самоуправления направлены методические рекомендации «Пять шагов благоустройства повседневности». В введении к ним написано: «Важно, чтобы будущее наступало сегодня. В самом деле, мы не особо уповаем на долгие планы. Нам нужны быстрые перемены. Предложенные пять шагов предусматривают изменение повседневности в течение двух лет и рассчитаны на вовлечение в происходящее местного населения, чтобы горожане понимали, что «это — их будущее, и они его строят».
Шаг 1: «Сегодня в центре». В каждом населенном пункте есть оживленное пересечение людских потоков. Не обязательно рядом с городской администрацией. Любое изменение в таком месте замечает множество людей. К примеру, по столичной территории у станции метро «Выхино» каждый день проходит до одного миллиона человек. Такие места надо облагораживать по современным технологиям. Оснастить многофункциональными экранами, урбанистическими осветительными приборами, ультрамодными скамейками местных умельцев, да просто озеленить.
Шаг 2: «Будущее есть». Он предусматривает обустройство для молодежи общественного пространства с рекреационными и рабочими функциями. Молодые люди могут принять непосредственное участие в создании площадок для катания на роликах или скейтбордах, для игры в пинг-понг или волейбол. В Саратове, например, на набережной Волги устроили огромную площадку с резиновым покрытием и тренажерными снарядами.
Шаг 3: «Найди прошлое и гордись». Он направлен на актуализацию старинных застроек, чтобы люди не стеснялись, в частности, обшарпанных пятиэтажек, а гордились ими, ведь в них жили и живут счастливые семьи. Порой недавнее общее прошлое крепче объединяет людей, чем древняя история. К примеру, в Самаре местные волонтеры и местный бизнес при поддержке городской администрации восстанавливают исторический облик домов в центре города.
Шаг 4: «Фокус внимания — социальный объект». Современные офисы, торговые центры, элитные апартаменты часто вызывают раздражение, и этот проект благоустройства повседневности направлен на реконструкцию или создание библиотек, домов культуры, больниц, поликлиник. Чтобы люди видели, что они не забыты, что о них заботятся. В небольшом немецком городе Магдебурге на месте старого склада пивных ящиков открыли библиотеку под открытым небом. Для отделки здания у новой лужайки для чтения на воздухе местные архитекторы и строители использовали фасад склада и оборудовали «библиостену» нишами для хранения книг.
Шаг 5: «Подбери брошенное». Не секрет, что немало когда-то центров городской активности — промышленных зон, стадионов, парков, набережных — пришло в плачевное состояние и негативно влияет на горожан. Актуализировать пустыри — значит открыть перспективу городу и его жителям. Так, современное мультиформатное арт-пространство в Екатеринбурге появилось в здании бывшей типографии. Здесь открыли клуб, выставочный и лекционный залы, ресторан. Теперь это одна из главных площадок Уральского биеннале современного искусства.
Методические рекомендации были презентованы в середине декабря ушедшего года в Общественной палате РФ на круглом столе «Комплексное развитие моногородов. Пять шагов по благоустройству городской среды».
Целевые ориентиры решения проблем моногородов в 2017—2018 гг.
Показатель (с нарастающим итогом) |
2017 |
2018 |
---|---|---|
Количество созданных новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия, тыс. ед. |
85 |
230 |
Снижение количества муниципальных образований, относящихся к монопрофильным, ед. |
0 |
18 |
Реализация мероприятий «Пять шагов благоустройства», количество моногородов |
100 |
319 |
Объем инвестиций в основной капитал, в том числе внебюджетных, млрд руб. |
50 |
170 |
Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов, число команд |
319 |
— |
ИСТОЧНИК: Внешэкономбанк |
Комментарий
Леонид Шафиров, член Общественной палаты РФ:
Не секрет, что в городах с дефицитными бюджетами и низкой стоимостью земельных участков нет средств на снос того аварийного жилья, из которого отселили жильцов. Надо предусмотреть за счет средств федерального бюджета софинансирование расходов местных бюджетов на снос такого жилья. Это позволит предоставить эти земельные участки застройщикам, что будет способствовать активизации жилищного строительства в моногородах.
Федеральным органам власти следует также содействовать развитию сельскохозяйственной кооперации моногородов и сельских поселений, к ним прилегающих, содействовать развитию садоводства и огородничества жителей моногородов в ближайших сельских районах. Для этого необходимо обеспечить инженерными коммуникациями земельные участки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций граждан, приоритетно субсидировать затраты садовых (дачных) некоммерческих организаций жителей моногородов на подключение садовых домиков к сетям водоснабжения, канализации, электроснабжения, на благоустройство территорий садовых (дачных) товариществ.