Правила пересмотра административных дел
Президент РФ подписал Федеральный закон от 22.11.2016 № 393-ФЗ, направленный на устранение возникшей неопределенности при обжаловании в ВС РФ в кассационном и надзорном порядке вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях. Дело в том, что раньше административные дела, рассмотренные арбитражными судами, пересматривал ВАС РФ. Но после его упразднения в КоАП РФ и АПК РФ были внесены поправки, в которых было установлено, что вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях пересматриваются в порядке надзора ВС РФ в порядке, установленном КоАП РФ (если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах). А по правилам КоАП РФ такое обжалование (опротестование) осуществляется в упрощенном порядке, то есть без участия сторон и заслушивания объяснений по доводам жалобы.
В связи с этим в новом законе установлено, что ВС РФ будет пересматривать вступившие в законную силу решения арбитражных судов о привлечении к административной ответственности, а также решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), по правилам, предусмотренным АПК РФ, а не КоАП РФ (как это было раньше). Поправки вступили в силу 3 декабря 2016 г.
Порядок проверки работников на профпригодность
Правительство РФ постановлением от 16.11.2016 № 1204 утвердило Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена. Принятие этих правил связано с тем, что с 1 января 2017 г. проводится независимая оценка квалификации и работникам либо соискателям придется сдавать экзамены на профпригодность в специальном центре оценки квалификации. В Правилах предусмотрен перечень информации, которая должна размещаться на сайте центра оценки квалификаций, комплект документов, которые придется предоставлять в этот центр для прохождения экзамена, а также порядок проведения оценки.
Формы документов по зачету и возврату страховых взносов
С 1 января 2017 г. в ведении ФСС России остается администрирование только страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим ФСС России приказом от 17.11.2016 № 457 утвердил новые формы:
— акт совместной сверки расчетов по взносам, пеням, штрафам (форма 21-ФСС РФ);
— заявление о зачете сумм излишне уплаченных взносов, пеней, штрафов (форма 22-ФСС РФ);
— заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов, пеней, штрафов (форма 23-ФСС РФ);
— заявление о возврате сумм излишне взысканных взносов, пеней, штрафов (форма 24-ФСС РФ);
— заявление о зачете сумм излишне взысканных взносов, пеней, штрафов (форма 25-ФСС РФ);
— решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней, штрафов (форма 26-ФСС РФ);
— решение о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней, штрафов (форма 27-ФСС РФ).
Приказ вступил в силу с 1 января 2017 г.
Вычет НДС по товарам, используемым в экспортных операциях
Согласно п. 3 ст. 172 НК РФ вычет НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для операций, облагаемых по нулевой ставке, осуществляется в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки.
С 1 июля 2016 г. в п. 3 ст. 172 НК РФ добавлено новое условие о том, что положения данного пункта не распространяются, в частности, на товары, используемые в экспортных операциях (за исключением экспорта сырьевых товаров). Это касается только товаров, которые были приняты на учет с 1 июля 2016 г.
К сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленноси, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п. 10 ст. 165 НК РФ).
Минфин России в письме от 23.11.2016 № 03-07-08/69129 разъяснил, что по принятым к учету с 1 июля 2016 г. товарам, которые используются при экспорте несырьевых товаров, НДС принимается к вычету в общеустановленном порядке, то есть после их постановки на учет и при наличии счета-фактуры продавца.
По товарам (работам, услугам), которые используются в экспорте сырьевых товаров, НДС принимается к вычету в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки.
НДС по услугам за пределами аэропорта
Минфин России в письме от 22.11.2016 № 03-07-15/68621 разъяснил, подпадают ли под обложение налогом на добавленную стоимость услуги по обслуживанию воздушных судов, оказываемые на посадочной площадке за пределами аэропорта.
Подпунктом 22 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС реализации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
В рассматриваемом письме специалисты финансового ведомства обратили внимание, что освобождение услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых вне аэропортов Российской Федерации, указанной нормой НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, операции по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых на посадочных площадках, находящихся за пределами аэропортов, расположенных на территории Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Подарочный сертификат для работника
При получении работником от работодателя подарочного сертификата у работника образуется доход в натуральной форме в виде оплаты права на получение товаров в организации, реализующей такие сертификаты. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 18.11.2016 № 03-04-06/67922.
Финансисты также разъяснили, как определяется налоговая база по такой операции с учетом льготы, установленной п. 28 ст. 217 НК РФ.
При получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 1 ст. 211 НК РФ). Исходя из этого в письме сообщается, что при получении работником сертификата налоговая база определяется как стоимость товаров, право на получение которых появляется у владельца сертификата (номинал сертификата).
Пунктом 28 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от НДФЛ стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, в размере, не превышающем 4000 руб. за налоговый период. Таким образом, при получении работниками от организации-работодателя подарочных сертификатов для определения размера дохода, подлежащего налогообложению (освобождаемого от налогообложения на основании п. 28 ст. 217 НК РФ), должен использоваться номинал подарочных сертификатов.
Имущественный вычет при выходе участника из ООО
При выходе из ООО участника организация обязана выплатить ему действительную стоимость его доли или с согласия этого участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости (п. 6.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В своих письмах Минфин России неоднократно указывал, что такая выплата является доходом участника и подлежит обложению НДФЛ (письма от 03.09.2015 № 03-04-06/50673, от 15.07.2015 № 03-04-06/40675).
С 1 января 2016 г. участник при выходе из ООО имеет право на имущественный налоговый вычет (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ) путем уменьшения его дохода на расходы по приобретению доли (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). В связи с этим возник вопрос: должно ли общество при исчислении НДФЛ уменьшать полученные участником суммы на его расходы, связанные с приобретением доли?
Минфин России в письме от 10.11.2016 № 03-04-05/65811 указал, что общество, являясь налоговым агентом, должно исчислить, удержать и уплатить налог с полной суммы выплаченной участнику действительной стоимости доли. А участник уже сам должен заявить имущественный вычет при подаче налоговой декларации (п. 7 ст. 220 НК РФ). Финансисты обратили внимание, что вычет может быть предоставлен только путем уменьшения дохода на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением доли в уставном капитале. Воспользоваться имущественным вычетом в размере до 250 000 руб. участник при выходе из общества не может. Дело в том, что доля в уставном капитале является имущественным правом. А имущественный вычет в размере до 250 000 руб. предоставляется только по имуществу (подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ), к которому имущественные права не относятся (п. 2 ст. 38 НК РФ).
О применении новой Классификации основных средств
С 1 января 2017 г. введен новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) (приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст). В связи с этим потребовалось привести Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, в соответствие с новыми кодами ОКОФ. Изменения в нее внесены постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640, которые вступили в силу с начала следующего года.
Обновление кодов ОКОФ привело к тому, что некоторые объекты основных средств относятся к другим амортизационным группам. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли по таким объектам устанавливать новую норму амортизации с учетом изменившегося срока полезного использования?
Минфин России в письме от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124 разъяснил, что определять срок службы исходя из новой редакции Классификации нужно только по объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2017 г. Что касается «старых» основных средств, то к ним продолжает применяться срок полезного использования, установленный при вводе их в эксплуатацию.
Объясняется это тем, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ срок полезного использования определяется компанией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта с учетом Классификации основных средств. В дальнейшем изменить этот срок можно, только если он увеличился в результате проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения основного средства. При этом корректировка срока может быть осуществлена в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее был включен модернизированный (реконструированный) объект. Иных случаев изменения срока службы основного средства Налоговым кодексом не предусмотрено.
Порядок заполнения платежных поручений по страховым взносам с 2017 г.
ФНС России в письме от 01.12.2016 № ЗН-4-1/22860@ разъяснила порядок заполнения платежных документов на перечисление страховых взносов с 1 января 2017 г.
Начиная с 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы. В целях своевременного поступления в бюджетную систему РФ денежных средств, перечисленных плательщиками в счет уплаты страховых взносов, и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов, ФНС России доводит до сведения плательщиков следующую информацию.
При заполнении реквизитов платежного поручения на перечисление страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации должно указываться:
— «ИНН» и «КПП» получателя средств — значение ИНН и КПП соответствующего налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
— «Получатель» — сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование налогового органа, осуществляющего администрирование платежа;
— код бюджетной классификации — значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен принимать значение «182» — Федеральная налоговая служба.
Можно ли применять БО-3 при оказании услуг населению?
Ответ на этот вопрос дала ФНС России в письме от 28.11.2016 № ЕД-3-20/5664@.
Из пункта 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ следует, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов в случае оказания услуг населению вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в установленном порядке до 1 июля 2018 г.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31.03.2005 № 171, могут применяться до 1 декабря 2008 г.
Форма БО-3 «Наряд-заказ», «Квитанция», «Копия квитанции» была утверждена письмом Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33 и, соответственно, после 1 декабря 2008 г. не применяется.
Между тем, как разъяснила ФНС России в рассматриваемом письме, применение ранее утвержденных форм бланков строгой отчетности в добровольном порядке до 1 июля 2018 г. допустимо в случае, если состав реквизитов таких бланков строгой отчетности соответствует Порядку осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.
О применении кадастровой стоимости при исчислении земельного налога
ФНС России письмом от 16.11.2016 № БС-4-21/21654@ довела до сведения нижестоящих налоговых органов позицию Минфина России о применении кадастровой стоимости, установленной по результатам исправления кадастровой ошибки, при исчислении земельного налога.
Налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, за который исчисляется налог (п. 1 ст. 391 НК РФ). Изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при определении налоговой базы за текущий и предыдущие годы, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ. Финансовое ведомство отметило, что такого исключения, как пересмотр кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления кадастровой ошибки в течение налогового периода, в НК РФ нет. Из сказанного следует, что новая кадастровая стоимость может применяться в целях налогообложения только с года, следующего за годом ее корректировки. Согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в постановлении от 02.07.2013 № 17-П, нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения действуют во времени в порядке, определенном в ст. 5 НК РФ. Этой статьей установлено, что акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости земельных участков (в том числе изданные в целях устранения выявленных ошибок) могут применяться для целей налогообложения за прошедшие периоды, если улучшают положение налогоплательщиков.
Код по ОКВЭД в налоговых декларациях за 2016 г.
ФНС России в письме от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ рассказала, согласно какому Классификатору следует проставлять код по ОКВЭД в налоговых декларациях, представляемых за 2016 г.
Согласно порядкам заполнения деклараций по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, транспортному, водному и земельному налогам, НДПИ по строке «Код вида экономической деятельности по Классификатору ОКВЭД» титульного листа следует указывать код согласно ОКВЭД ОК 029-2001. Но этот Классификатор утратил силу с 1 января 2017 г., а вместо него введен новый Классификатор ОКВЭД2 ОК 029-2014 (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). В связи с этим возникает вопрос: код по какому Классификатору следует указывать в декларациях, представляемых в 2017 г. за 2016 г.?
Налоговики разъяснили, что титульные листы вышеуказанных деклараций за 2016 г. должны содержать код ОКВЭД согласно новому Классификатору ОКВЭД2 ОК 029-2014.
При представлении уточненных деклараций за предыдущие отчетные (налоговые) периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который был записан в первичных налоговых декларациях.