Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что резиденты-организации и резиденты – физические лица представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ. Расскажем, как и в какие сроки это нужно делать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Кто должен подавать отчет
Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ представляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком РФ. Резиденты-организации вместе с отчетом должны представлять еще также подтверждающие банковские документы (п. 7 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
У дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях такая обязанность отсутствует.
Подпунктом 6 п.1 ст.1 Закона от № 173-ФЗ установлено, что резидентами – физическими лицами признаются:
–граждане РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
– постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Резидентами-организациями признаются: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ; находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов указанных юридических лиц.
Требования к порядку представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) не применяются к уполномоченным банкам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном ЦБ РФ (п. 8 ст. 12 Закона №173-ФЗ).
Правила представления юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (далее – Правила № 819) и форма отчета утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819. Организацию учета и контроль за представлением юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ осуществляет ФНС России.
Пунктом 3 Правил № 819 установлено, что по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, открытыми находящимися за пределами территории РФ филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, отчеты представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
Согласно п. 4 Правил № 819 юридическое лицо – резидент, индивидуальный предприниматель – резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала представляет в налоговый орган отчет в двух экземплярах (один из которых с отметкой налогового органа возвращается непосредственно представителю юридического лица – резидента, индивидуальному предпринимателю – резиденту либо его представителю под расписку в день представления отчета или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета) и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее – банковские документы) по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ (далее – счет (вклад), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Обратите внимание! Целью предоставления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банке за пределами территории РФ является уведомление налогового органа о совершенных либо несовершенных операциях резидентом за пределами территории РФ. В случае если не проводится проверка, не осуществляются запросы, то информацию о наличии либо отсутствии движения средств по счетам (вкладам) в банке за пределами территории РФ соответствующий налоговый орган может получить от резидента только путем получения отчета. В связи с этим возможность не исполнять обязанность по представлению отчета в налоговый орган в зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам законодательство не предусматривает (Постановление Седьмого ААС от 06.06.2012 по делу № А45-11371/2012, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 10.10.2012 № ВАС-12673/12 по делу № А45-11371/2012).
Если физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, открыло счет (вклад) в банке за пределами территории РФ в личных целях и не использует его для предпринимательской деятельности, представление отчетов о движении средств не требуется. Для доказательства факта использования индивидуальным предпринимателем счета, открытого в банке за пределами территории РФ, в предпринимательской деятельности необходимо документальное подтверждение, например банковские выписки российского банка, из которых видно перечисление денег индивидуальным предпринимателем на свой зарубежный счет для оплаты товаров, работ, услуг, которые индивидуальный предприниматель использует в своей хозяйственной деятельности (Письмо ФНС России от 11.05.2012 № АС-4-2/7654@).
Подтверждающие банковские документы
В соответствии с п. 5 Правил № 819 подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала. Если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала либо закрыт юридическим лицом – резидентом, индивидуальным предпринимателем, то подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала либо за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).
Отчет и банковские документы представляются непосредственно представителем юридического лица – резидента, индивидуальным предпринимателем – резидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством РФ, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства РФ. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 6, 7 Правил № 819).
Для целей применения п. 7 Правил № 819 копия банковских документов и их перевод на русский язык, представленные резидентом в налоговый орган, признаются заверенными надлежащим образом, если нотариус (или консульское должностное лицо) учинил на них удостоверительные надписи о свидетельствовании верности копии документа, о засвидетельствовании верности перевода, сделанного нотариусом (или подлинности подписи переводчика).
Представление в налоговый орган отчета с копиями банковских документов, заверенных самой организацией, недопустимо.
Отчет должен подписываться и представляться в налоговый орган:
– в части резидентов – юридических лиц – лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица без доверенности, в том числе представлять его интересы и совершать сделки, то есть единоличным исполнительным органом (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и т. д.);
– в части резидентов – индивидуальных предпринимателей – самим индивидуальным предпринимателем.
В случае подписания и представления отчета в налоговый орган представителем резидента полномочия представителя должны быть подтверждены в соответствии с законодательством РФ. То есть такой представитель должен действовать по доверенности, удостоверенной в порядке, установленном гражданским законодательством.
На основании п. 9 Правил № 819 днем представления в налоговый орган отчета и банковских документов считается либо дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета (в случае представления их непосредственно в налоговый орган), либо дата направления юридическим лицом – резидентом, индивидуальным предпринимателем – резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении (в случае направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).
Если налоговый орган выявит неправильные сведения, указанные юридическим лицом – резидентом, индивидуальным предпринимателем – резидентом в отчете, заполнение отчета не полностью, а также непредставление юридическим лицом – резидентом, индивидуальным предпринимателем – резидентом банковских документов, представление юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем – резидентом банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета и банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо – резидента, индивидуального предпринимателя – резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных банковских документов путем выдачи уведомления лично под расписку либо направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном п. 4–7 Правил № 819, в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа.
Обратите внимание! Обязать организацию представить копии подтверждающих банковских документов, заверенных в соответствии с законодательством РФ, либо обратиться в суд с таким требованием налоговый орган не вправе, так как законодательством РФ указанное не предусмотрено. Однако налоговый орган вправе составить протокол об административном правонарушении.
Крупнейшие налогоплательщики
В Письме ФНС России от 11.04.2012 № АС-4-2/6101 рассмотрен вопрос о представлении отчета и банковских документов крупнейшими налогоплательщиками, поскольку законодательством не урегулирован вопрос, в какой именно налоговый орган (инспекцию по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика или по месту учета данного налогоплательщика в качестве крупнейшего) крупнейшие налогоплательщики должны направлять уведомления и отчеты.
ФНС России направила по системе налоговых органов Письмо от 09.02.2007 № ЧД-6-09/97@, в котором было рекомендовано организациям – крупнейшим налогоплательщикам, если они имеют свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения по форме № 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178, представлять уведомление и отчет в налоговый орган по месту нахождения, а если они имеют свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме № 9-КНС, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2001 № БГ-3-09/319, представлять уведомление и отчет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. В настоящее время форма № 9-КНС в соответствии с Приказом ФНС России от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ заменена на форму № 09-1-2.
ВАС РФ исходит из того, что отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ должны представляться в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, а не по месту нахождения общества (Определение от 27.02.2013 № ВАС-1604/13 по делу № А40-17913/12-79-166).
На основании изложенного можно утверждать, что отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ крупнейшим налогоплательщикам следует представлять в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Ответственность
За непредставление отчета или иное нарушение порядка представления отчета применяются административные штрафы. Их размер предусмотрен ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Так, несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Согласно п. 2 Письма ФНС России от 12.07.2013 № АС-4-2/12519 (далее – Письмо) нарушениями порядка представления резидентом отчета с банковскими документами могут являться недостоверность сведений, указанных в отчете, заполнение отчета неполностью, непредставление подтверждающих банковских документов либо представление банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, представление отчета неуполномоченным лицом и иные нарушения Правил № 819.
В пункте 4 Письма указано, что в случаях представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета неполностью, а также непредставления резидентом банковских документов, представление резидентом банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, и направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных банковских документов не является основанием для непривлечения резидента к административной ответственности.
В соответствии с ч. 6.5 ст.15.25 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 данной статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов и (или) банковских документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц – от 400 000 до 600 000 руб.
Обратите внимание! Повторным совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в силу норм КоАП РФ признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, то есть в период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. Частью 4 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Кроме того, в силу п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 173-ФЗ налоговые органы, являясь органами валютного контроля, наделены правом выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ, обязательные для исполнения согласно п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона № 173-ФЗ. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего валютный контроль, об устранении нарушений валютного законодательства РФ ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ также установлена административная ответственность.
Кроме того, учитывая, что отчеты используются налоговыми органами не только в целях проверки соблюдения резидентами требований валютного законодательства, но также при планировании и проведении мероприятий налогового контроля, неоднократные нарушения резидентом требования о представлении отчета, установленного Законом № 173-ФЗ, могут послужить основанием для назначения мероприятий налогового контроля в целях проверки исполнения данным резидентом своих налоговых обязательств (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», 2016).
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, признается равным двум годам со дня совершения административного правонарушения.
Кроме того, ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления отчетов (см. таблицу).
Согласно п. 5 Письма решение об освобождении от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения может быть принято только должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, а также судьей или должностным лицом, которое рассматривает жалобу на постановление об административном правонарушении.
Нарушение |
Ответственность |
Норма КоАП РФ |
---|---|---|
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней |
Предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц в размере от 50 до 1000 руб.; на юридических лиц – от 5000 до 15 000 руб. |
Пункт 6.1 ст. 15.25 |
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней |
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб. |
Пункт 6.2 ст. 15.25 |
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней |
Наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 руб. до 3000 руб.; на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб. |
Пункт 6.3 ст. 15.25 |