Итоги выборочного обследования Росстатом потребительских ожиданий населения за IV квартал 2016 г. поддержали тенденцию ушедшего года на укрепление потребительской уверенности россиян, что должно приподнять и оптимизм бизнеса, завязанного на производстве и реализации им товаров.
Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом повысился на 1 п.п., до –18%.
Стоит напомнить, что 2016 г. начался с индекса в –30% (I квартал) и продолжился его улучшением на 4 и 7 п.п. (во II и III кварталах соответственно). Таким образом, IV квартал, пусть и несильно, укрепил динамику потребительской уверенности. Для сравнения: в 2015 г. поквартальные значения названного индекса составили –32, –23, –24 и –26%, то есть со второй половины 2015 г. пошло ухудшение потребнастроя вплоть до II квартала 2016 г.
Повышение индекса потребительской уверенности в IV квартале 2016 г. обусловлено положительной динамикой в оценках населением произошедших и ожидаемых изменений в экономике России и произошедших изменений в личном материальном положении. Оценка ожидаемых изменений в личном материальном положении и благоприятности условий для крупных покупок сохранилась.
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2016 г. повысился на 2 п.п., до –6 против –8% в III кварталом ранее.
В течение следующих 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 20% опрошенных (в III квартале 2016 г. — 18%). Доля негативных оценок сократилась до 27% (с 29%).
Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России не изменится, осталась на прежнем уровне — 47%.
Индекс произошедших изменений в экономике России повысился на 1 п.п., до –25 против –26% в III квартале 2016 г.
Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с III кварталом 2016 г. увеличилась до 11% (в III квартале 2016 г. — 10%). В то же время доля отрицательных оценок сократилась до 50% (52% в III квартале). Доля нейтральных оценок поднялась до 39% (38% соответственно).
Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом не изменился и составил –8%.
Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, увеличилась до 11% (в III квартале 2016 г. — 9%). Доля отрицательных оценок увеличилась на 1 п.п., до 23% (22% соответственно).
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении повысился на 1 п.п., составив –18%.
Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, составила 9% (в III квартале 2016 г. — 8%). Доля отрицательных оценок сократилась до 39% (40% соответственно).
Индекс благоприятности условий для крупных покупок не изменился по сравнению с III кварталом 2016 г. — –33%.
Индекс благоприятности условий для сбережений, не входящий в расчет композитного индекса потребительской уверенности, снизился на 1 п.п. и составил –42%.
Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом повысился у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) на 2 п.п., до –12% (–22% в I квартале), и у лиц старшего возраста (50 лет и более) на 1 п.п., до –21% (–34% соответственно), а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) остался без изменений — –17% (–31%).
Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом также повысился у молодежи с –3 до –0,4% и у лиц старшего возраста — с –10 до –8%, а у лиц среднего возраста не изменился и составил –7%.
К этим данным Росстата добавим его же показатели из прошлого. Последовательность улучшения индекса потребительской уверенности в 2016 г. напоминает динамику этого индикатора в кризисном 2009 г. — –35, –32, –25 и –20% по кварталам соответственно. В I квартале 2010 г. по сравнению с IV кварталом 2009-го он повысился сразу вдвое — до –10%.
Будем надеяться, что приведенная аналогия реализуется и в начале наступившего 2017 г. А чтобы закончить воспоминания на еще более высокой ноте, напомним, что в IV квартале 1998 г., когда в стране грянул финансовый кризис и рухнул рубль, индекс потребительской уверенности составил –58% — с тех пор, к счастью, абсолютный антирекорд.
При всем сказанном забавно, что в формальной совокупности со странами Евросоюза в III квартале 2016 г. по потребительскому пессимизму Россия была на пятом месте, а в IV вошла в тройку «призеров».
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1, %
|
08.2016 |
11.2016 |
---|---|---|
Россия |
–18,9 |
–17,9 |
Австрия |
–8,7 |
–8,6 |
Бельгия |
–2,5 |
–7,5 |
Болгария |
–26,8 |
–25,6 |
Великобритания |
–7,5 |
–6,9 |
Венгрия |
–17,6 |
–15,0 |
Германия |
–2,5 |
–1,2 |
Греция |
–70,1 |
–66, |
Дания |
10,3 |
8,0 |
Ирландия |
8,6 |
5,1 |
Испания |
–5,2 |
–2,2 |
Италия |
–12,9 |
–12,1 |
Кипр |
–6,9 |
–1,3 |
Латвия |
–9,8 |
–13,0 |
Литва |
–9,3 |
–3,5 |
Люксембург |
11,0 |
10,3 |
Мальта |
1,3 |
3,7 |
Нидерланды |
5,3 |
12,1 |
Польша |
–8,2 |
–9,1 |
Португалия |
–13,9 |
–7,7 |
Румыния |
–19,5 |
–15,1 |
Словакия |
–9,0 |
–7,3 |
Словения |
–13,8 |
–10,0 |
Финляндия |
17,7 |
19,9 |
Франция |
–15,4 |
–10,6 |
Хорватия |
–24,4 |
–16,6 |
Чехия |
1,8 |
5,8 |
Швеция |
9,2 |
13,1 |
Эстония |
–6,2 |
–3,6 |
1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата. ИСТОЧНИК: Росстат |