Минувший год отметился последовательным улучшением потребительской уверенности

| статьи | печать

Итоги выборочного обследования Росстатом потребительских ожиданий населения за IV квартал 2016 г. поддержали тенденцию ушедшего года на укрепление потребительской уверенности россиян, что должно приподнять и оптимизм бизнеса, завязанного на производстве и реализации им товаров.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом повысился на 1 п.п., до –18%.

Стоит напомнить, что 2016 г. начался с индекса в –30% (I квартал) и продолжился его улучшением на 4 и 7 п.п. (во II и III кварталах соответственно). Таким образом, IV квартал, пусть и несильно, укрепил динамику потребительской уверенности. Для сравнения: в 2015 г. поквартальные значения названного индекса составили –32, –23, –24 и –26%, то есть со второй половины 2015 г. пошло ухудшение потребнастроя вплоть до II квартала 2016 г.

Повышение индекса потребительской уверенности в IV квартале 2016 г. обусловлено положительной динамикой в оценках населением произошедших и ожидаемых изменений в экономике России и произошедших изменений в личном материальном положении. Оценка ожидаемых изменений в личном материальном положении и благоприятности условий для крупных покупок сохранилась.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу в IV квартале 2016 г. повысился на 2 п.п., до –6 против –8% в III кварталом ранее.

В течение следующих 12 месяцев положительных изменений в экономике страны ожидают 20% опрошенных (в III квартале 2016 г. — 18%). Доля негативных оценок сократилась до 27% (с 29%).

Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России не изменится, осталась на прежнем уровне — 47%.

Индекс произошедших изменений в экономике России повысился на 1 п.п., до –25 против –26% в III квартале 2016 г.

Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, по сравнению с III кварталом 2016 г. увеличилась до 11% (в III квартале 2016 г. — 10%). В то же время доля отрицательных оценок сократилась до 50% (52% в III квартале). Доля нейтральных оценок поднялась до 39% (38% соответственно).

Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом не изменился и составил –8%.

Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, увеличилась до 11% (в III квартале 2016 г. — 9%). Доля отрицательных оценок увеличилась на 1 п.п., до 23% (22% соответственно).

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении повысился на 1 п.п., составив –18%.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в своем материальном положении в течение года, составила 9% (в III квартале 2016 г. — 8%). Доля отрицательных оценок сократилась до 39% (40% соответственно).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок не изменился по сравнению с III кварталом 2016 г. — –33%.

Индекс благоприятности условий для сбережений, не входящий в расчет композитного индекса потребительской уверенности, снизился на 1 п.п. и составил –42%.

Индекс потребительской уверенности по возрастным группам в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом повысился у молодежи (в возрасте от 16 до 29 лет) на 2 п.п., до –12% (–22% в I квартале), и у лиц старшего возраста (50 лет и более) на 1 п.п., до –21% (–34% соответственно), а у лиц среднего возраста (от 30 до 49 лет) остался без изменений — –17% (–31%).

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом также повысился у молодежи с –3 до –0,4% и у лиц старшего возраста — с –10 до –8%, а у лиц среднего возраста не изменился и составил –7%.

К этим данным Росстата добавим его же показатели из прошлого. Последовательность улучшения индекса потребительской уверенности в 2016 г. напоминает динамику этого индикатора в кризисном 2009 г. — –35, –32, –25 и –20% по кварталам соответственно. В I квартале 2010 г. по сравнению с IV кварталом 2009-го он повысился сразу вдвое — до –10%.

Будем надеяться, что приведенная аналогия реализуется и в начале наступившего 2017 г. А чтобы закончить воспоминания на еще более высокой ноте, напомним, что в IV квартале 1998 г., когда в стране грянул финансовый кризис и рухнул рубль, индекс потребительской уверенности составил –58% — с тех пор, к счастью, абсолютный антирекорд.

При всем сказанном забавно, что в формальной совокупности со странами Евросоюза в III квартале 2016 г. по потребительскому пессимизму Россия была на пятом месте, а в IV вошла в тройку «призеров».

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1, %

08.2016

11.2016

Россия

–18,9

–17,9

Австрия

–8,7

–8,6

Бельгия

–2,5

–7,5

Болгария

–26,8

–25,6

Великобритания

–7,5

–6,9

Венгрия

–17,6

–15,0

Германия

–2,5

–1,2

Греция

–70,1

–66,

Дания

10,3

8,0

Ирландия

8,6

5,1

Испания

–5,2

–2,2

Италия

–12,9

–12,1

Кипр

–6,9

–1,3

Латвия

–9,8

–13,0

Литва

–9,3

–3,5

Люксембург

11,0

10,3

Мальта

1,3

3,7

Нидерланды

5,3

12,1

Польша

–8,2

–9,1

Португалия

–13,9

–7,7

Румыния

–19,5

–15,1

Словакия

–9,0

–7,3

Словения

–13,8

–10,0

Финляндия

17,7

19,9

Франция

–15,4

–10,6

Хорватия

–24,4

–16,6

Чехия

1,8

5,8

Швеция

9,2

13,1

Эстония

–6,2

–3,6

1) По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.

ИСТОЧНИК: Росстат