Сбербанк подготовил обзор положения дел в области рублевой ликвидности. По его данным, в 2016 г. на рублевую ликвидность весьма позитивно влияли значительные бюджетные расходы, которые финансировались из Резервного фонда. Вследствие этого началось стремительное сокращение дефицита ликвидности в банковской системе, и банки смогли погасить значительную часть своих обязательств перед кредитором последней инстанции.
Однако приток ликвидности отнюдь не повлек за собой падения ставок денежного рынка, поскольку ЦБ все более активно изыскивал способы абсорбирования рублевых средств. Для стерилизации ликвидности Банк России в прошлом году трижды повышал резервные требования для кредитных организаций. Эти меры позволили изъять с рынка в общей сложности более 550 млрд руб. — банкам пришлось увеличить обязательные остатки на корреспондентских счетах и средства на спецсчетах в ЦБ.
Для стерилизации избыточной ликвидности Центробанк еще и продал рублевые гособлигации на 143 млрд руб.
Все эти меры помогли отсрочить формирование структурного профицита ликвидности, однако не предотвратили его, констатируют аналитики Сбербанка.
В середине августа ЦБ возобновил еженедельные депозитные аукционы, предложив их участникам максимальную ставку на уровне ключевой процентной ставки. Эта профилактическая мера помогла стабилизировать рыночные ставки вблизи ключевой ставки ЦБ и предотвратить их дальнейшее снижение. Разрыв между основной рыночной однодневной ставкой RUONIA и ключевой ставкой ЦБ, который в 2015 г. составлял плюс 20 б. п., в 2016 г. снизился и составил в среднем минус 4 б. п. Правда, обусловленная переходом от избытка к дефициту ликвидности сегментация рынка спровоцировала усиление волатильности ставок.
В октябре чистая рублевая ликвидность (которую Сбербанк рассчитывает как разность между совокупными депозитами и средствами на текущих счетах в ЦБ и суммарными обязательствами банков перед кредитором последней инстанции) на некоторое время вышла в плюс — приватизационные поступления и возврат денежных средств по операциям репо и депозитам Федерального казначейства спровоцировали отток ликвидности.
В январе чистая рублевая ликвидность вернулась в область положительных значений. В течение 2017 г. вливания ликвидности за счет бюджета должны обеспечить ее профицит. Но, несмотря на структурный сдвиг от дефицита к профициту рублевой ликвидности, было бы неправильно рассчитывать на существенное изменение ставок денежного рынка. Рост рублевой ликвидности позволяет предположить, что банки заменяют сравнительно дорогостоящее фондирование со стороны ЦБ средствами, привлеченными в виде более дешевых корпоративных и розничных депозитов.