Процедура принудительного исполнения судебных актов постоянно улучшается. С этой целью судебным приставам – исполнителям расширяют полномочия. Но совершенствование механизма принудительного исполнения должно осуществляться путем не только внедрения новых правовых институтов, но и устранения институтов, утративших свое значение. Одним из таких считаем предусмотренный законодательством срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
Две позиции
Частями 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, который составляет пять дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Со сроком для добровольного исполнения, устанавливаемого в рамках возбужденного исполнительного производства, законодательство связывает ключевой момент, определяющий возможность дальнейшего движения исполнительного производства в русле принудительного характера, а именно: до истечения указанного срока судебный пристав – исполнитель не имеет права применять меры принудительного исполнения (ч. 2 ст. 68 Закона № 229-ФЗ).
Кроме того, с истечением данного срока связаны и иные процессуальные последствия, например: взыскание исполнительского сбора (ст. 112 Закона № 229-ФЗ), возможность установления ограничения права выезда за пределы РФ, а также ограничения специального права (ст. 67, 67.1 Закона № 229-ФЗ) и т. д.
Таким образом, для того чтобы требования исполнительного документа могли быть исполнены принудительно, для того чтобы судебный пристав – исполнитель имел правовые основания применять меры принудительного исполнения, необходимо:
– предоставить должнику в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения исполнительного документа продолжительностью пять дней;
– принять меры для надлежащего получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (поскольку срок для добровольного исполнения начинает течь на следующий день после дня получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30, ч. 3 ст. 15 Закона № 229-ФЗ);
– установить факт неисполнения должником требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения.
По мнению некоторых авторов1, применение в исполнительном производстве института добровольного исполнения является необходимым этапом, обеспечивающим гарантии прав должника на самостоятельную реализацию возложенных на него судом или иным уполномоченным органом обязанностей.
С мнением данных авторов невозможно согласиться, поскольку для того, чтобы понять правовую природу указанного срока, необходимо оценить не только механизмы, действующие в рамках собственно исполнительного производства как завершающей стадии процесса суда (постановления Европейского Суда по правам человека от 19.03.1997 по делу «Хорнсби (Hornsby) против Греции», от 07.05.2000 по делу «Бурдов против России»), но и исследовать само материальное правоотношение, из которого возникло обязательство, а также рассмотреть процедурные вопросы, предшествующие рождению исполнительного документа.
Исполнительный документ, на основании которого возбуждается исполнительное производство, является либо результатом разрешенного в установленном порядке материально-правового спора, либо актом юрисдикционного органа, подтверждающим неисполнение в добровольном порядке возложенной на лицо публично-правовой обязанности (например, по уплате в бюджет налоговых платежей, административного штрафа и т. д.).
Доказательства ненужности срока
Нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, определяют в том числе и сроки исполнения взятых на себя сторонами обязательств. Так, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Также законодательство определяет сроки исполнения указанных обязательств, а в некоторых случаях – даже возможность досрочного исполнения обязательств (например, ст. 314, 315 ГК РФ, ст. 45 НК РФ).
Таким образом, обязательство (или обязанность, например по уплате налоговых платежей) должно исполняться добровольно в установленные сроки (в том числе и в сроки, принятые сторонами обязательства на себя добровольно при заключении соответствующих сделок).
Именно на данном этапе мы наблюдаем первое проявление срока для добровольного исполнения.
В случае, если обязательство (обязанность) не исполнено в указанные сроки, законодательством в процессуальных нормах (ГПК РФ, АПК РФ, НК РФ, КоАП РФ и т. д.) предусмотрены соответствующие механизмы разрешения материально-правового конфликта, по результатам которого принимается соответствующий акт.
Нормы процессуального законодательства (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 16 КАС РФ, ст. 31.2 КоАП РФ и т. д.) закрепляют за судебным актом свойство обязательности. То есть вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами. В случае неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления указанный акт может быть исполнен принудительно в установленном порядке. Таким образом, исполнительные документы, на основании которых судебным приставом – исполнителем возбуждается исполнительное производство, являются итогом процессуальной деятельности судебных органов и иных уполномоченных органов.
Указанная процессуальная деятельность регламентируется нормами соответствующих федеральных законов, которые также содержат элемент добровольности, причем по срокам весьма более продолжительный, чем тот, который установлен Законом № 229-ФЗ. На данном этапе во второй раз происходит проявление срока для добровольного исполнения.
Разберем более детально указанные сроки (проявляющиеся на втором этапе) на нескольких примерах процессуальной деятельности, осуществляемой как судебными, так и не судебными органами, по результатам которой выдается исполнительный документ.
1. Постановление по делу об административном правонарушении (вынесенное как судом, так и иным уполномоченным органом) вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня вручения или получения копии указанного постановления (ст. 30.3, 31.1 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Таким образом, у правонарушителя (будущего должника в исполнительном производстве) в рамках процесса производства по делу об административном правонарушении имеется следующее время для исполнения постановления:
–10 дней, в течение которых постановление вступает в законную силу;
–60 дней – собственно срок для добровольного исполнения.
Итого у лица, совершившего административное правонарушение, после вынесения в отношении него соответствующего постановления имеется 70 дней для оплаты административного штрафа.
Несмотря на это, судебный пристав – исполнитель, возбудив исполнительное производство, должен вновь установить очередной срок добровольного исполнения.
2. Согласно ст. 428 ГПК РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, которое по общему правилу (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ) вступает в законную силу в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. То есть у ответчика (будущего должника в исполнительном производстве) в рамках реализации прав, предоставленных ему гражданским процессуальным законодательством, имеется месяц для того чтобы либо обжаловать решение суда в суде вышестоящей инстанции, либо исполнить решение суда добровольно.
Фактически месячный срок – это и есть срок, в течение которого ответчик должен либо исполнить судебный акт добровольно, либо принять меры для его дальнейшего обжалования в установленном порядке.
Соответственно при обжаловании судебного акта в суде вышестоящей инстанции течение соответствующего срока, в рамках которого должник может исполнить решение добровольно, увеличивается на величину сроков, занимаемых на процедуры обжалования. Месячный срок (а при обжаловании соответственно еще более продолжительный срок) вполне достаточен для исполнения судебного акта в добровольном порядке.
3. Подобные нормы, которые в самой процедуре вынесения исполнительного документа содержат срок для добровольного исполнения, содержатся не только в актах, регламентирующих деятельность судебных органов, но также и в актах, регулирующих процессуальную деятельности и несудебных органов.
Например, одним из видов исполнительных документов, на основании которого возбуждается исполнительное производство, является постановление налогового органа о взыскании задолженности с юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Порядок исполнения обязанности по уплате налога предусмотрен главой 8 НК РФ. Так, согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. В случае неисполнения указанной обязанности в установленный срок налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога. В случае неисполнения указанного требования налоговый орган обращает взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика – юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ. При этом решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
И только в том случае, если на счетах денежные средства отсутствуют или их недостаточно для исполнения обязанности по уплате налога, налоговый орган выносит постановление о взыскании задолженности за счет иного имущества, которое направляется для исполнения судебному приставу – исполнителю.
Таким образом, еще до поступления исполнительного документа к судебному приставу – исполнителю у налогоплательщика имеется:
–срок для добровольного исполнения (в том числе для досрочного исполнения) обязанности по уплате налога, установленный законом;
–срок для исполнения, установленный в требовании налогового органа, направленном в порядке ч. 1 ст. 45 НК РФ (который может достигать двух месяцев);
–срок, в течение которого налоговым органом будут применятся процедуры, предусмотренные ст. 47 НК РФ.
И даже после всех этих сроков и процедур судебный пристав – исполнитель, возбудив исполнительное производство на основании постановления налогового органа, должен опять установить срок добровольного исполнения. Аналогичные нормы содержаться и в иных законодательных актах, регламентирующих процедуру принудительного взыскания тех или иных сумм задолженности. Таким образом, уже на стадии рассмотрения вопроса о взыскании сумм должнику дается срок для добровольного исполнения. При этом такой срок для добровольного исполнения гораздо продолжительнее, чем тот, который устанавливается в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
Для некоторых категорий исполнительных документов, например для штрафа за совершение преступления (ст. 103 Закона № 229-ФЗ), законодатель предусмотрел не только срок для добровольного исполнения, но и необходимость личного вручения осужденному постановления о возбуждении исполнительного производства. То есть проведения гласного судебного заседания (ст. 241 УПК РФ), публичного провозглашения приговора (ст. 310 УПК РФ), вручения копии приговора осужденному (ст. 312 УПК РФ) недостаточно для того, чтобы осужденный понял, что назначенный штраф за совершение преступления необходимо еще и оплачивать добровольно. Для этого необходима процедура личного вручения постановления о возбуждении исполнительного производства, в рамках которой судебный пристав – исполнитель фактически разъясняет осужденному те же самые положения законодательства, о которых шла речь в течение всего процесса судебного разбирательства.
Из приведенного анализа норм материального и процессуального законодательства очевидно, что срок для добровольного исполнения, предусмотренный ст. 30 Закона № 229-ФЗ, является излишним, поскольку данные сроки уже регламентированы в соответствующих нормах материального права и при осуществлении процедур, предусмотренных процессуальным законодательством.
Как верно указано А. Манташян, «у должника перед кредитором в силу норм материального права, регулирующих спорное материальное правоотношение, до момента вступления решения в законную силу, и даже до момента обращения кредитора в суд, есть обязанность исполнить принятые на себя материально-правовые обязательства, причем исполнить именно добровольно. Эта обязанность существует в рамках гражданского правоотношения до процесса, во время процесса и после процесса…2».
Кроме того, указанный срок противоречит и самой природе принудительного исполнения, свойственной исполнительному производству и ФССП как органу именно принудительного (а не добровольного) исполнения.
Нормами ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что на ФССП возложено непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а Закон № 229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Весьма странно, что в рамках процесса принуждения (в котором предполагается полное преодоление воли субъекта, на которого направлено данное принуждение) существует некая добровольность, отсутствие которой следует уже из самого содержания вышеуказанного термина «принуждение».
Внутренние противоречия законодательства
Срок для добровольного исполнения не только не соответствует правовой природе принудительного исполнения, но и внутри норм Закона № 229-ФЗ сталкивается с серьезными внутренними противоречиями.
Как уже было указано выше, согласно ч. 2 ст. 68 Закона № 229-ФЗ меры принудительного исполнения могут применяться судебным приставом – исполнителем исключительно после истечения срока для добровольного исполнения должником исполнительного документа (см. также п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50). Следует подчеркнуть, что судебные органы весьма пристально проверяют соблюдение указанных требований, признавая действия судебного пристава – исполнителя при их нарушении незаконными (постановления Арбитражного суда ЦО от 13.11.2015 № Ф10-4061/2015 по делу № А35-3013/2015, Арбитражного суда ПО от 16.03.2016 № Ф06-7278/2016 по делу № А06-7323/2015 и т. д.).
К указанным мерам принудительного исполнения, кроме прочих, относится и обращение взыскания на денежные средства на счетах должника в кредитных организациях (п. 1 ч. 3 ст. 69 Закона № 229-ФЗ). Указанное обозначает, что судебный пристав – исполнитель не может обратить взыскание на денежные средства должника, находящиеся на банковском счете, до истечения срока, установленного для добровольного исполнения.
В то же время нормы ст. 8 этого же Закона предоставляют взыскателю право предъявить исполнительный документ о взыскании денежных средств непосредственно в кредитную организацию, минуя ФССП России, в которой должнику открыт счет.
Для предъявленных таким образом исполнительных документов ни законодательство об исполнительном производстве ни Положение о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденное Банком России 10.04.2006 № 285-П срок для добровольного исполнения не предусматривает.
Более того, на поступивший таким образом исполнительный документ распространяются нормы ч. 5 ст. 70 Закона № 229-ФЗ (то есть нормы о мерах принудительного исполнения), согласно которой банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно (опять же без каких-либо сроков для добровольного исполнения) исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информируют взыскателя.
Аналогичные правила содержатся и в ст. 8.1, 9 Закона № 229-ФЗ, которые также, по сути, позволяют применять такие меры принудительного исполнения, как обращение взыскания на периодические платежи и обращение взыскания на ценные бумаги без предоставления какого-либо срока для добровольного исполнения. Например, для реализации такой меры принудительного исполнения, как обращение взыскания на периодические платежи должника (заработная плата, пенсия и т. д.), кроме срока для добровольного исполнения, законодатель устанавливает также дополнительные условия.
Так, по ст. 98 Закона № 229-ФЗ обратить взыскание на периодические платежи судебный пристав – исполнитель имеет право:
–если исполнение исполнительных документов, связано со взысканием периодических платежей;
–сумма долга по исполнительному производству не превышает 10 000 руб.;
–если у должника отсутствуют денежные средства и иное имущество (или их недостаточно) для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
То есть по исполнительным документам, сумма задолженности по которым составляет 10 000,01 руб. и более, после истечения срока для добровольного исполнения сразу же судебный пристав – исполнитель не имеет возможности обратить взыскание на периодические платежи. Первоначально он должен проверить наличие у должника иного имущества, и только в том случае, если его недостаточно для погашения задолженности, имеет право обратить взыскание на периодические платежи.
Наличие такого требования является весьма сомнительным поскольку, во-первых, для того чтобы обратить взыскание на иное имущество, для начала необходимо установить его наличие, на что требуется достаточно значительный период времени, за который задолженность могла бы быть удержана из заработной платы; во-вторых, срок реализации (продажи) иного имущества, на которое закон требует обратить взыскание до обращения взыскания на периодические платежи по исполнительным документам с суммой взысканная 10 000,01 руб. и более, может занять два и более месяца (ст. 87 Закона № 229-ФЗ), тогда как из заработной платы сумма задолженности, например, в 15 000 руб. может быть удержана за один месяц. Кроме того, далеко не каждый взыскатель готов оставить за собой в счет погашения задолженности по исполнительному производству нереализованное имущество (да и зачем оставлять в счет погашения долга имущество, когда можно получить денежные средства, обратив взыскание на периодический платеж). В-третьих, возвращаясь к уже обозначенным внутренним противоречиям Закона № 229-ФЗ, опять возникает недоумение: если исполнительный документ, сумма взыскания по которому составляет от 10 000,01 руб. до 25 000,00 руб., предъявляется взыскателем напрямую (минуя ФССП России) лицам, выплачивающим должнику-гражданину периодические платежи, то не требуется не только соблюдения правил о сроке для добровольного исполнения, но и правил о необходимости выявления иного имущества. В то время как при предъявлении того же самого исполнительного листа в ФССП России сначала необходимо выдержать срок для добровольного исполнения, затем установить наличие иного имущества, затем обратить на указанное имущество взыскание; затем, если оно не будет реализовано, предложить его взыскателю в счет погашения задолженности и только потом, если взыскатель отказался от принятия данного имущества, судебный пристав – исполнитель обратит взыскание на доходы должника.
Всех этих сложностей, а самое главное – потери времени можно избежать, предъявив исполнительный документ напрямую (минуя ФССП России) работодателю (лицу, выплачивающему иные периодические платежи) должника для удержания задолженности из заработной платы.
Зачем же тогда судебному приставу – исполнителю устанавливать срок для добровольного исполнения, если нормы того же самого закона, который устанавливает это правило (о сроке для добровольного исполнения), предусматривают возможность применения мер принудительного исполнения без всяких сроков для добровольного исполнения? Отличие только в том, куда предъявлен исполнительный лист: если в ФССП России – то должен быть установлен и выдержан срок для добровольного исполнения; если напрямую в кредитную организацию, работодателю, держателю реестра ценных бумаг, то результат будет тот же самый, только быстрее, поскольку срок для добровольного исполнения не нужен (хотя будут применяться те же самые меры принудительного исполнения).
Вместо заключения
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наличие в Законе № 229-ФЗ требований о необходимости установления срока, для добровольного исполнения исполнительного документа:
–противоречит самой природе принудительного исполнения;
–необоснованно затягивает процесс исполнения исполнительного документа;
–вносит внутреннюю несогласованность даже внутри норм Закона № 229-ФЗ;
–создает дополнительные затраты (почтовые, трудозатраты) на уведомление должника об установлении указанного срока.
Для устранения указанных противоречий необходимо исключить нормы об установлении срока для добровольного исполнения исполнительного документа, предъявляемого в ФССП России.
Факт недобровольного исполнения должником возложенной на него судом или иным органом обязанности констатируется тем, что исполнительный документ предъявляется для принудительного исполнения в ФССП России, и все дальнейшие правовые последствия (в том числе вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона № 229-ФЗ), применение мер принудительного исполнения (ст. 68 Закона № 229-ФЗ) и т. д.) должны связываться именно с фактом предъявления исполнительного документа, а не с истечением срока для добровольного исполнения.
1 Язева И.В. Срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа как средство защиты прав должника // Юрист. 2011. № 20; Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2003.
2 Манташян А.О. Срок для добровольного исполнения требований неимущественного характера // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4.