В прошлом номере, посвященном экологическому праву и планам на Год экологии, мы говорили о том, что если Президент сказал, что экологическое законодательство нужно реформировать, а свалки расчищать, то, значит, вскоре законодатель зашевелится. И вот процесс, как говорится, пошел...
На состоявшемся 19 января очередном заседании Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды под председательством О. Тимофеевой были рассмотрены поправки в Федеральном законе от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и многочисленные природоохранные инициативы депутатов Госдумы и региональных парламентов, затрагивающие специфику распоряжения землей государственных заказников, установление платы за посещение природных парков и др.
В настоящее время в портфеле Комитета находится 16 законопроектов, среди приоритетных: проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными», изменения в Законе «Об особо охраняемых природных территориях», документ, касающийся создания инфраструктуры по работе с отходами и др. Также Комитет выступает соисполнителем по ряду законопроектов, закрепленных за другими думскими комитетами. Угадайте, из этого множества инициатив, какие из них депутаты начали рассматривать первыми? Самые «актуальные», устанавливающие плату за посещение природных парков...
Обсуждая перспективы установления платы для природных парков, депутаты сошлись во мнении, что решение должны принимать региональные органы власти. При этом, как отметила председатель комитета О. Тимофеева, «регионы, если они будут принимать такие решения, должны прописывать не только четкий порядок взимания платы, но и условия бесплатного посещения природных парков, например, для отдельных категорий граждан в рамках эколого-просветительской работы и прочего».
Депутаты-экологи решили направить в ответственный Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям свои замечания по этим законопроектам.
Кроме этого, на заседании депутаты рассмотрели вопрос об ужесточении порядка использования территорий государственных природных заказников. С докладом выступил один из авторов законопроекта № 630746-6 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования территорий государственных природных заказников) – председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Н. Харитонов.
Законопроектом предлагается земельные участки, в том числе сельскохозяйственные угодья, расположенные в границах государственных природных заказников и не предоставленные гражданам, юридическим лицам, органам местного самоуправления, отнести к федеральной собственности.
По мнению авторов законопроекта, с его принятием будет восполнен правовой пробел в вопросе о разграничении государственной собственности на земельные участки, расположенные в границах государственных природных заказников федерального значения, а также устанавливается право на использование заказниками брошенных сельскохозяйственных угодий в природоохранных целях.
В ходе обсуждения члены Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды отмечали, что согласно ст. 2 и 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заказники могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Учитывая это, установление федеральной собственности в границах природных территорий регионального значения представляется нецелесообразным. Ответственный Комитет по природным ресурсам уже рекомендовал Государственной Думе отклонить проект федерального закона, на законопроект поступили отрицательные отзывы Правительства, Государственно-правового и Экспертного управлений Президента РФ.
На заседании Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды была также рассмотрена инициатива Законодательного Собрания Свердловской области № 1131294-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за проезд и стоянку транспортных средств на озелененных территориях». Депутаты признали, что проблема с парковкой автотраспорта действительно актуальна, но в предложенной редакции законопроект не будет принят. Поэтому решено создать рабочую группу, которая вместе с авторами законопроекта предложит более проработанное решение проблемы.
Кроме того, в ближайшее время рабочие экспертные группы при Комитете по экологии и охране окружающей среды будут созданы по всем приоритетным направлениям экологической повестки.