Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 года был утвержден Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемыми в этих делах процедурами банкротства (далее – Обзор). Первый раздел Обзора посвящен возбуждению дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа. Вопрос является актуальным, так как на практике часто возникает ситуация, когда задолженность по обязательным платежам, послужившая основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом), на момент обращения в суд частично погашена.
Анализируя практику, Верховный Суд пришел к выводу, что если заявление уполномоченного органа на момент обращения в суд отвечало требованиям, предъявляемым к таким заявлениям абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и п. 2 Положений о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 (далее – Положение о порядке предъявления требований) в случае частичной оплаты должником задолженности, указанной в заявлении, к моменту судебного заседания, суд выносит определение о признании такого заявления обоснованным, если было принято решение уполномоченным органом о взыскании оставшейся части задолженности. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве просрочка исполнения обязательства к моменту проведения судебного заседания не может быть менее трех месяцев, при этом истечения 30 дней с даты принятия решения уполномоченного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств, иного имущества должника или с даты вступления в законную силу решения суда ждать не требуется.
ВС РФ в Обзоре уделил внимание вопросу финансовых требований, связанных с исполнением обязательств по федеральным государственным контрактам, в случаях, когда федеральные органы исполнительной власти (их территориальные подразделения по субъектам Российской Федерации) являются заказчиками.
Верховный Суд указывает, что в процессе заключения государственных контрактов на приобретение товаров (работ, услуг) для государственных нужд заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Таким образом, все требования, вытекающие из этих правоотношений, относятся к требованиям государства, следовательно, согласно п. 2 Положений о порядке предъявления требований органом, уполномоченным на представление интересов РФ, в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в случае требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС).
Согласно п. 8 Положений о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти должны уведомить ФНС об имеющейся задолженности по финансовым обязательствам, а также представить все документы и информацию, необходимые для обращения в судебные органы с заявлением о признании должника банкротом.
ВС РФ отмечает, что если заявление по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суду необходимо известить ФНС о времени и месте судебного заседания. Если поданное заявление не было одобрено ФНС, то в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 148 АПК РФ соответствующее заявление подлежит оставлению судом без рассмотрения.
Верховным Судом рассмотрен вопрос несоблюдения срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом, установленного в 90 дней (п. 2 Положения о порядке предъявления требований). По мнению ВС РФ, нарушение указанного срока не оказывает влияния на возможность признания заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. Однако заявление о признании должника банкротом не может быть признано обоснованным в случае утраты возможности принудительного исполнения требований, указанных в заявлении, на дату обращения в суд.
Суд указывает на то, что в законодательстве отсутствуют последствия пропуска этого срока, нет сведений о том, что он является пресекательным.
Таким образом, ФНС может подать заявление в суд о признании банкротом должника – юридического лица и по истечении 90 дней, при этом требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей (п. 3 ст. 6, п. 6 ст. 41 Закона о банкротстве).
Верховный Суд отметил, что в данной ситуации судам необходимо давать оценку доводам должника относительно того, какие установленные законом меры по взысканию налоговой задолженности и в какие сроки принимались налоговым органом по его требованиям.
Также в Обзоре ВС РФ указал на то, что уполномоченный орган правомочен обратиться в суд с инициативой возбуждения процедуры банкротства в отношении лица, которое не перечислило удержанный при выплате пособий и (или) заработной платы налог на доходы физических лиц в бюджет. Вопрос возник после вступления в силу Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст.7, п. 1 ст. 11 Закона о банкротстве, правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяется сам должник, его кредиторы, уполномоченный орган, а также работники (бывшие работники) должника, у которых имеются требования по выплате выходных пособий и (или) по оплате труда.