По информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2016 г. количество проданных в кредит автомобилей составило 552 400 единиц, увеличившись по сравнению с 2015 г. на 13,8% (в 2015 г. — 485 300 ед.). При этом в IV квартале 2016 г. темпы роста автокредитования были еще выше — на 23,2%, а количество «кредитных» авто составило 161 300 ед. (в IV квартале 2015 г. — 130 900 ед.).
Необходимо отметить, что, согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2016 г. сократился на 4,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 255 300 ед. (в 2015 г. — 1 308 500 ед.). При этом в IV квартале 2016 г. впервые за два последних года был отмечен рост рынка новых автомобилей — на 8,5%, до 367 500 ед. (в IV квартале 2015 г. — 338 700 ед.).
Сопоставление данных НБКИ об автокредитах и агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка указывает на увеличение доли «кредитных» автомобилей в общих продажах. Так, в 2016 г. доля автомобилей, проданных в кредит, составила 44%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6,9 п.п. (в 2015 г. — 37,1%).
«Несмотря на продолжающееся второй год падение автомобильных продаж, темпы выдачи автокредитов и, соответственно, их доля в структуре авторынка неуклонно растут, — комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Вместе с тем качество автокредитов продолжает ухудшаться, превысив уровень 9% (доля просроченной задолженности свыше 30 дней)». Тем не менее в этом сегменте розничного кредитования ситуация с просрочкой существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами.
«Действительно, авторынок четвертый год подряд демонстрирует падение, — отмечает исполнительный директор аналитического агентства „АВТОСТАТ“ Сергей Удалов. — Однако результаты IV квартала 2016 г. вселяют оптимизм: впервые за два последних года был отмечен квартальный рост продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.». Он подчеркнул, что рост доли «кредитных» автомобилей в структуре рынка во многом обусловлен реализацией госпрограммы льготного автокредитования, действие которой продлевается и на 2017 г. Таким образом, автокредитование остается для банков одним из привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан — одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей.