Доля онлайн-покупателей, которые оформляют заказы в китайских интернет-магазинах, растет высокими темпами. Согласно результатам исследования «Яндекс.Маркет» и компании GfK Rus осенью 2016 г. она впервые достигла доли покупателей, заказавших товары в России за пределами своего родного города. Чтобы выравнять условия деятельности для иностранных и российских интернет-ретейлеров, зарубежные интернет-магазины вскоре начнут регистрироваться в России в качестве налоговых агентов. Это позволит им уплачивать НДС и таможенную пошлину в РФ.
Проведенный компанией GfK Rus опрос показал: количество интернет-покупателей в России за год выросло. Так, каждый четвертый житель России в возрасте от 16 до 55 лет за год купил хотя бы один товар в интернете, в то время как весной 2015 г. покупателем был лишь каждый пятый.
Иностранные магазины будут платить налоги в РФ
Интерес к китайским интернет-магазинам растет во всех российских городах, но особенно сильно — в городах с населением от 100 000 до 500 000 человек. Это может быть связано с тем, что выбор в розничных магазинах этих городов невелик.
Как и в прошлые годы, в 2016 г. в зарубежных магазинах в первую очередь покупали одежду и обувь, детские товары, косметику, товары для дома и сада. В российских магазинах покупали одежду, косметику, мелкую бытовую технику и товары для здоровья. Телефоны и планшеты в зарубежных магазинах в 2016 г. заказывали не больше, чем раньше, а вот в российских магазинах — меньше.
Основные причины, по которым россияне покупают онлайн, остались прежними: экономия времени и денег, возможность заказать товар, которого нет в обычных магазинах. Люди предпочитают зарубежные интернет-магазины отечественным прежде всего из-за возможности сэкономить, но долгая доставка часто останавливает покупателей.
Чтобы выравнять условия деятельности иностранных и российских интернет-ретейлеров, государство утвердило схему обложения налогом иностранных интернет-площадок Как сообщил журналистам в кулуарах Гайдаровского форума замминистра экономического развития Олег Фомичев, зарубежные интернет-магазины в ближайшее время начнут регистрироваться в качестве налоговых агентов.
«Многие интернет-ретейлеры зарубежные в России будут сейчас регистрироваться в качестве налоговых агентов», — сообщил О. Фомичев. По его словам, эта мера коснется прежде всего крупных интернет-магазинов. В настоящее время этим вопросом занимаются Федеральная налоговая служба и Минфин России, которые отвечают за налоговое администрирование.
В июле 2016 г. Федеральная налоговая служба сообщила об обсуждении с ведомствами возможности введения в России НДС для иностранных компаний, продающих россиянам товары через интернет. В октябре схема обложения налогом иностранных интернет-площадок, разработанная Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ), была представлена первому вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Согласно предложенному механизму крупные иностранные компании типа eBay, Amazon и др. должны будут регистрироваться в ФНС России. В ноябре Президент РФ поручил правительству до 31 декабря 2016 г. рассмотреть вопрос о взимании НДС и таможенных пошлин с зарубежных интернет-магазинов.
«Эта дискуссия успешно подошла к концу, предложено компаниям несколько режимов, в том числе и этот режим для крупных зарубежных интернет-магазинов», — пояснил О. Фомичев. Минфин России предлагает ввести налог с 2018—2019 гг. Вместе с тем эксперты опасаются, что это может привести к негативным тенденциям — иностранные компании перестанут работать в РФ, а российские потеряют стимул для совершенствования.
Покупатели переходят на безнал
В 2016 г. оплата покупок банковской картой впервые стала популярнее оплаты наличными. 71% опрошенных заявили, что за последний год они хотя бы раз расплачивались за покупки в интернете банковской картой. Наличными платили 68% покупателей — этот показатель снижается четвертый год подряд. Правда, как способ оплаты в момент получения товара карты пока отстают от наличных.
Популярность способов доставки в разных городах во многом зависит от того, в каких магазинах жители чаще всего совершают покупки. В небольших населенных пунктах, куда товары доставляют из других городов и стран, самый популярный способ доставки — почтой. Так получали заказы 67% пользователей. В Москве чаще предпочитают местные магазины. Там самая большая доля покупателей, использовавших курьерскую доставку, — 71%. Жители столицы также больше всех пользовались срочной доставкой.
В 2016 г. покупателей, которые пользовались смартфоном при выборе и покупке товара в российских интернет-магазинах, было 14%, а годом ранее — 12%.
Тем не менее большинство россиян по-прежнему предпочитают оформлять покупки на компьютерах. Доля тех, кто сделал последний заказ со смартфона, пока равна доле позвонивших для заказа в магазин, — всего 5%.
Мобильными устройствами для шопинга чаще пользуются те, кто предпочитает зарубежные интернет-магазины. Среди их клиентов мобильных покупателей был 21%, а среди российских — 14%.
Россияне часто оформляют заказы в приложениях магазинов. По данным опроса, треть пользователей, оформлявших покупки у российских продавцов, делали это с помощью приложений.
Тем не менее, по мнению участников ежегодной декабрьской конференции Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) «Рунет 2016: Итоги года. Курс — на цифровую экономику России», мобильный интернет является одним из главных драйверов развития цифровой экономики. По прогнозам Data Insight, по итогам 2017 г. более половины покупок будут совершены через мобильные устройства (включая билеты и еду).
На сегодняшний день мобильный интернет составляет 25% экономики Рунета, или 0,6% ВВП России, а 62 млн россиян являются пользователями мобильного интернета. Что касается аудитории последнего, то основными потребителями мобильного контента являются молодые люди в возрастном промежутке 12—24 г.
Мобильный интернет входит во все привычные сферы экономики, например в область покупок и платежей. Так, 64% пользователей совершали платежи с мобильного устройства за последние 30 дней, 79% пользователей смартфонов использовали подобные приложения за последнюю неделю, а 66% пользователей установили хотя бы одно приложение для платежей и покупок.
«Последние два года аудитория Рунета растет исключительно за счет мобильной составляющей. Пройдет еще немного времени, и мобильные устройства станут основными устройствами потребления контента: пользователи будут проводить за ними гораздо больше времени, чем теперь, несмотря на то, что даже сейчас средний пользователь не расстается с гаджетами несколько часов в день», — говорится в материалах РАЭК. При этом аналитики подчеркнули, что мобильная «экономика» не совсем закрепилась.
Пользователи лишь изучают товары на мобильных устройствах, но значительно реже покупают их таким путем. Форматы мобильной рекламы в мобильных версиях сайтов и приложений не устоялись, а стоимость клика или показа там еще очень низкая. Большую часть доходов получают единицы компаний-разработчиков. Участникам рынка многое предстоит сделать, чтобы мобильные платформы стали приносить такие же деньги, как десктоп.
К сведению
Доски объявлений завлекают россиян в Сеть
По данным опроса РОЦИТ, проведенного совместно с интернет-сайтом Avito на площадке «Голос Рунета», уже около 85% пользователей пользуются досками объявлений. У трети респондентов необходимость использовать доски объявлений возникает более одного раза в месяц (36%). Неудивительно, что большинство опрошенных (83%) используют для размещения объявлений или для покупки товаров специализированные сайты, адаптированные под быстрый поиск необходимого товара по заданной цене. Зачастую специализированные сервисы объявлений становятся точкой входа во Всемирную сеть даже для непродвинутых пользователей.
Основным мотивом по поиску товаров на досках объявлений для пользователей является цена. Эту причину отметили 53% респондентов. На втором и третьем местах — желание купить уникальный товар (52%) и широкий ассортимент (28%). Лишь 17% респондентов отметили, что покупают товары у физических лиц по причине отсутствия денежных средств на новые вещи. Не удивительно, что большей популярностью по поиску и размещению объявлений пользуются товары из разряда «электроника», около 60% респондентов отметили именно эту категорию. Личные вещи ищут или размещают на досках объявлений в интернете более 40% опрошенных.
Такой огромный виртуальный рынок, конечно же, не обходят вниманием мошенники. Киберпреступники постоянно изобретают новые схемы мошенничества, направленные в первую очередь на кражу персональных данных и денежных средств. Более половины опрошенных сталкивались с мошенничеством на досках объявлений: письма, сообщения или СМС с вредоносными ссылками приходили каждому третьему; столкнулся с несоответствием объявления реальному товару каждый пятый; у 19% пользователей мошенники пытались взломать аккаунт; 17% заявили, что мошенники пытались узнать реквизиты их банковской карты.