Многие руководители российского бизнеса оптимистично оценивают рост доходов своих компаний. При этом их волнуют конкурентоспособность и поиск новых факторов, которые помогут быстро приспособиться к происходящим изменениям. Где они видят возможности роста и как оценивают риски бизнеса? Какими способами и инструментами собираются решать возникающие трудности и преодолевать проблемы? Ответы на поставленные вопросы позволяют понять, как мыслят и действуют руководители бизнеса в сложных условиях, какие выбирают приоритеты и стратегии. Уже сейчас нужно работать на будущее.
Руководителям компаний (СЕО) во всех странах мира сегодня и в будущем предстоит:
-
оптимизировать бизнес-модели, искать новые альянсы и идти на высокие риски в связи с изменениями на рынках и в конкурентной среде;
-
приспосабливаться к нестабильному спросу и меняющемуся поведению клиентов;
-
учитывать технологическое развитие и цифровые сети, использовать информационные технологии, находить новые подходы к инновациям, анализу данных, а также киберзащите;
-
решать задачи в связи с недостатком профессиональных и высококвалифицированных специалистов.
К таким выводам пришли эксперты на основании ежегодных опросов руководителей компаний1.
Положительно оценивая возможности увеличения доходов, компании выбирают различные стратегии роста
В увеличении доходов (оборотов) своих компаний, согласно результатам опросов, в ближайший год уверены 31% директоров (в ЕС и США по 39%), хотя в 2015 г. ожидания были у более половины компаний в мире.
У российских директоров этот показатель увеличился на 5% по сравнению с прошлым годом.
77% российских СЕО выражают уверенность в увеличении доходов и около 20% придерживаются противоположного мнения, общемировой показатель — 85 и 15%. В перспективе на следующие три года на рост доходов ориентируются 82% отечественных руководителей, в целом в мире — 91%, а среди американцев — 97%.
При этом эксперты отмечают, что компании в Германии и США в большей мере полагаются на рост продаж на зарубежных рынках при некотором сдерживании оборотов на внутренних. Почти три четверти (73%) немецких компаний планируют увеличить свои обороты на внешних рынках, а внутреннему рынку они уделяют все меньше внимания, что связано в том числе с сильной ориентацией немецких СЕО на экспорт и большим вниманием к развитию компаний в мире. Американские компании также исходят из постепенного сокращения внутреннего спроса.
Ориентация на рост предполагает поиск новых источников доходов и новых партнеров. Относительно стратегий роста эксперты отмечают следующее.
После периода значительной экономии на издержках и органического восстановления бизнеса компании, в том числе инвестиционные, больше внимания будут уделять неорганическому росту. Об этом говорят следующие факты:
-
объем и количество сделок в мире вернулись к докризисному уровню;
-
меняется соотношение между органическим и неорганическим ростом (рис. 1);
-
среди российских компаний 67% планируют органический рост в течение ближайшего года. При этом на новые сделки слияния или поглощения на национальном или международном уровне готовы пойти 24% крупнейших российских компаний (годом ранее таковых было менее 10%);
-
6% руководителей крупнейших российских компаний намерены продать их или уйти с местного рынка, в ЕС на такие действия настроено 18%, а в США — 27%;
-
каждая вторая компания в мире в целом (48%) придает большое значение приобретениям других компаний.
Для бизнеса российских СЕО наиболее привлекательными странами являются Китай (40%), США (36%), Германия (33%). Эти же страны отметили и компании всех стран, но в другой последовательности — США (43%), Китай (33%) и Германия (17%). Привлекательность же российского рынка в 2016 г. уменьшилась в общемировом масштабе на 1 п.п., до 4%, отмечается в исследовании PwC.
Действия, которые планируют осуществить СЕО российских компаний и других стран в течение ближайших 12 месяцев, для сравнения приведены в табл. 1.
Действия, которые СЕО планируют предпринять в текущем году, % (таблица 1)
|
Россия |
Китай |
США |
Страны ЕС |
Все страны |
---|---|---|---|---|---|
Органический рост |
67 |
66 |
92 |
83 |
79 |
Новый стратегический альянс или СП |
40 |
55 |
45 |
36 |
48 |
Аутсорсинг |
20 |
6 |
18 |
20 |
17 |
Новые сделки слияния и поглощения |
24 |
33 |
55 |
46 |
41 |
Сокращение затрат |
61 |
19 |
68 |
66 |
62 |
Сотрудничество с бизнесменами и стартапами |
28 |
29 |
28 |
35 |
28 |
Продажа бизнеса или уход с рынка |
6 |
4 |
27 |
18 |
15 |
Источник: Российский выпуск 20го опроса руководителей крупнейших компаний мира, 2017 |
Однако стратегия роста требует эффективного, ориентированного на рост риск-менеджмента, поскольку рост всегда связан с риском. Руководителей российских компаний в большей мере беспокоят волатильность валютного курса (82%), чрезмерное регулирование (80%) и геополитическая нестабильность (80%). Аналогичные показатели эксперты PwC отмечают в ЕС и по миру в целом.
Среди основных бизнес-рисков российские СЕО отмечают:
-
дефицит квалифицированных кадров (72%);
-
изменение поведения потребителей (67%);
-
готовность к реагированию на кризис (64%).
Сравнительные данные бизнес-рисков по странам приведены в табл. 2.
Основные бизнес-риски, которые тревожат СЕО в России и других стран, % (таблица 2)
|
Россия |
Китай |
США |
Страны ЕС |
Все страны |
---|---|---|---|---|---|
Дефицит квалифицированных кадров |
72 |
88 |
82 |
82 |
77 |
Изменение поведения потребителей |
67 |
80 |
59 |
59 |
65 |
Готовность к реагированию на кризис |
64 |
78 |
57 |
57 |
59 |
Отсутствие доверия к бизнесу |
60 |
85 |
65 |
65 |
58 |
Новые игроки на рынке |
53 |
88 |
55 |
55 |
58 |
Волатильные цены на сырьевые товары |
49 |
70 |
48 |
48 |
55 |
Нарушения в цепочке поставок |
46 |
66 |
50 |
50 |
49 |
Темпы технологических перемен |
45 |
86 |
67 |
67 |
70 |
Волатильные цены на энергоносители |
44 |
56 |
39 |
39 |
49 |
Киберугрозы |
38 |
59 |
85 |
85 |
61 |
Вместе с тем только каждая вторая компания понимает все риски, а каждая четвертая оценивает свою готовность к риску как недостаточную или низкую для реализации стратегии роста, отмечают эксперты KPMG.
Чтобы быть конкурентоспособными и быстро приспосабливаться, нужны инновации
Руководители понимают, что времена изменились и в компаниях тоже необходимы изменения, но мнения по этому вопросу разделились. Согласно опросу KPMG 70% немецких компаний ожидают значительной трансформации в течение трех лет. Изменятся стратегии и бизнес-модели. При этом 92% американских, 71% в среднем в мире и 30% немецких СЕО считают, что их компании останутся по сути теми же и через три года.
Трансформация не ограничивается новыми технологиями, а означает также приспособление (гибкость, адаптация) организационных структур и процессов, что считается важным конкурентным преимуществом и существенной основой будущего роста. Поэтому в процесс изменений наряду с бизнес-моделью вовлечены различные сферы: закупки, производство, персонал, финансы и другие. Так, немецкие компании в большей мере нацелены на изменения в стратегии (78%), в бизнес-моделях (57%), сфере производства и изготовления (47%), а американские компании больше всех ожидают изменений в маркетинге и сбыте (рис. 2).
Однако эксперты по технологиям советуют немецким инженерам критически оценить сложные инновации, поскольку на новых рынках действует принцип: чем меньше, тем лучше. Слишком сложное развитие часто замедляет выход на рынок, что может привести к проблемам в динамичной окружающей среде.
Для обеспечения успеха компании определили для себя высшие стратегические приоритеты. Их осуществление требует инноваций и их реализации на практике.
Согласно результатам исследования самое большое значение развитию и использованию потенциала инноваций (57%) и усилению фокуса на клиентах (40%) придают немецкие компании по сравнению с компаниями других стран (рис. 3).
Почти все респонденты (96%) исходят из того, что их компании реализуют новшества достаточно быстро, чтобы оставаться конкурентоспособными. И это самая высокая оценка среди всех европейских СЕО, считают эксперты KPMG. При этом 44% глобальных, 60% немецких и 79% американских компаний заявили о том, что они располагают полностью развитым инновационным процессом, охватывающим все сферы компании. Лучше всех оснащены в этом плане американские компании.
Тем не менее есть и трудности, усложняющие осуществление инноваций и инновационную активность. Каждый третий респондент (29%) назвал быстро меняющуюся динамику клиентов. Другая причина — отсутствие формализованного и стандартизированного процесса внедрения инноваций (17%), и только 13% указали на неспособность компаний находить талантливые кадры.
Приоритетные направления для развития бизнеса, выбранные российскими СЕО в сравнении с другими странами, приведены в табл. 3.
Действия, которые СЕО планируют предпринять в текущем году для обеспечения роста своих компаний, % (таблица 3)
|
Россия |
Китай |
США |
Страны ЕС |
Все страны |
---|---|---|---|---|---|
Внедрение новых технологий |
20 |
9 |
13 |
19 |
15 |
Улучшение качества обслуживания клиентов |
15 |
6 |
10 |
13 |
10 |
Наращивание конкурентного преимущества |
13 |
15 |
8 |
6 |
10 |
Поиск инноваций |
13 |
25 |
22 |
26 |
23 |
Финансирование роста |
8 |
9 |
4 |
2 |
4 |
Качества гибкости и адаптивности, по мнению некоторых российских СЕО, должны развить и сами руководители. Не только быстро принимать решения, но и своевременно отказываться от неправильных, перезапускать свои модели с учетом актуальных данных или отзывов рынка или потребителей.
Главный драйвер изменений и повышения операционной эффективности — динамика спроса и клиентов
Изменению бизнес-моделей придается высший приоритет как с точки зрения их приспособления, так и будущих инвестиций в следующие три года. Конкурировать будут новые технологии и бизнес-модели, считают эксперты. Существенное воздействие технологического прогресса на бизнес и конкурентную среду в пятилетней перспективе отметили 49% российских СЕО и 52% во всех странах. При этом лишь 5% российских СЕО полагают, что технологии не окажут никакого воздействия на конкурентную среду, а 18% — полностью ее изменят.
В первую очередь технологические изменения влияют на изменение поведения потребителей, и этот фактор заботит 67% бизнес-лидеров России, что близко в общемировому показателю. На фоне появления новых бизнес-моделей цифровой экономики и новых участников рынка, СЕО во всех странах беспокоят две проблемы:
-
снижение лояльности клиентов (у них появился большой выбор, возможности) — 88%;
-
актуальность, востребованность их продуктов и услуг в течение следующих трех лет — 54%.
В среднем по миру 2/3 компаний опасаются за конкурентоспособность своих продуктов и услуг.
Главный драйвер изменений в этой области — динамика клиентов, их лояльность и привлечение. Поэтому в процессе трансформации компаний основное внимание уделяется работе со спросом, ассортиментом, ценами. А чтобы ими управлять, необходимы:
-
стратегические изменения;
-
общение с клиентами (их сегментация), работа с данными с целью получения информации для создания профиля клиента — 360°, а также инициации дополнительных продаж и кросс-продаж;
-
развитие портфеля продуктов и услуг.
Снижение лояльности и быстрое изменение ожиданий клиентов требуют изменения и приспособления бизнес-модели. Российские СЕО пока основное внимание уделяют оптимизации существующих бизнес-моделей, отмечают эксперты PwC.
Что же касается новых технологий, российские СЕО пока лидируют в использовании электронных устройств в жизни и цифровых СМИ, опережая американцев, отмечают эксперты PwC. А 67% отечественных респондентов считают, что при активном внедрении цифровых технологий, делающих бизнес прозрачным, ему сложнее завоевать и сохранить доверие к себе.
Для обеспечения длительного этапа роста и прибыльности наряду с инновациями компании постоянно уделяют внимание операционной эффективности. Такие задачи в нынешних условиях приобретают совершенно другое качество и требуют соответствующих способностей и компетенций.
Среди краткосрочных целей многие российские бизнесмены называют оптимизацию работы предприятий, в том числе за счет устранения посреднических звеньев из производственной цепочки и управленческих структур2.
Действия по сокращению затрат в наступившем году планируют 61% российских бизнес-лидеров и 62% — во всем мире. При этом во всех странах СЕО хотят увеличить численность на 52%, а российские на 36%, что на 9% больше, чем в 2016 г.
К мерам по повышению эффективности бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективах относятся и аутсорсинг3, который намеревают использовать 20% российских и 17% СЕО во всем мире.
Действия, которые СЕО планируют в ближайшие 12 месяцев для развития своих компаний и обеспечения роста, приведены в табл. 3.
В заключение отметим, что опыт СЕО компаний во всем мире приводит их к пониманию, что успех бизнеса в современном мире больше не определяется исключительно финансовой прибылью. Нехватка доверия к компаниям со стороны общества пагубно отразится на их работе, считают 60% руководителей российского бизнеса (табл. 2). А чтобы верили, нужно руководствоваться не сиюминутными интересами, а мышлением на долговременную перспективу. Речь идет о технологии доверия — завоевание максимально возможного доверия в обществе должно стать таким же важным показателем, как и материальные доходы, и этот неосязаемый актив выходит на первый план, считают эксперты PwC.
1 Глобальный прогноз CEO, в котором участвовали 1200 CEO компаний всего мира, проведенный компанией KPMG в 2015 г., и российский выпуск 20-го опроса руководителей крупнейших компаний мира, проведенное компанией PwC в 2016 г.
2 «Развитие новой бизнес-системы компании как способ ее успешной трансформации», «ЭЖ», 2016, № 47, с. 16—17.
3 «Партнерская модель работы сервисных центров — условие для реализации максимальных бизнес-выгод и непрерывных улучшений», «ЭЖ», 2017, № 02, с. 16—17.