Международные эксперты считают Россию в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность одной из самых неблагополучных стран. И это подтверждается фактами и статистикой. Согласно ежегодному рейтингу международной антиконтрафактной коалиции с 2005 года по 2015 год Российская Федерация наряду с Китаем, Индией, Индонезией относилась к группе стран с приоритетом для наблюдения за ситуацией. Россию опережают Вьетнам, Нигерия, Бразилия. По данным Федеральной таможенной службы, на российском рынке за I квартал 2016 года реализовали 13,3 млн единиц контрафакта. Несмотря на законодательно установленную возможность привлечения к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, сделать это очень сложно. Для того чтобы переломить ситуацию в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, Правительство РФ 5 декабря 2016 года утвердило Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года. В теме этого номера читайте о правовой ситуации с контрафактом сегодня, о целях новой стратегии и перспективах ее реализации.
Уголовная ответственность никого не пугает
За нарушение исключительных прав на использование товарного знака в российском законодательстве установлена уголовная (ст. 180 УК РФ), административная (ст. 14.10 КоАП РФ, ст. 14.14–14.16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), гражданско-правовая (ст. 1515 ГК РФ) ответственность.
Несмотря на санкции, привлечь лицо к ответственности за продажу контрафактной продукции сложно. Данную ситуацию хорошо иллюстрирует фраза великого писателя М. Салтыкова-Щедрина: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения».
Согласно ст. 1515 и 1519 ГК РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковка товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, а также незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения.
Введение на рынок контрафактных товаров приводит к имущественным потерям правообладателей котируемых товарных знаков:
-
Снижается потребительский спрос, так как, используя чужой товарный знак, нарушитель переманивает на свою сторону потребителей оригинального товара.
-
Правообладатель лишается прибыли, которую мог бы получить от предоставления доступа к бренд-активу и связанной с ним клиентской базе, деловой репутации.
-
Страдает репутация при покупке низкокачественных контрафактных товаров.
-
Затраты на новые маркетинговые кампании для возвращения доверия потребителей к продукту.
Продажа контрафактного товара нарушает базовые ценности свободного товарного рынка:
–рыночную прозрачность – правдивую и достаточную информацию потребителя о товаре;
–осознанный потребительский выбор;
–добросовестную конкуренцию.
Привлечение к уголовной ответственности лиц, продающих контрафактный товар, встречается крайне редко. В Постановлении Пленума ВС РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» отмечено, что для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 180 УК РФ необходимо установить, что лицо неоднократно незаконно использовало чужой товарный знак или одновременно использовало больше двух чужих товарных знаков на одной единице товара. При этом многократное нанесение чужого товарного знака на товары, входящие в одну партию, не образует признака неоднократности совершения преступления.
Уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за незаконное использование товарного знака, не обеспечивает защиту исключительных прав на средства индивидуализации в полной мере: во-первых, в связи со сложностью доказывания факта неоднократности; во-вторых, ввиду отсутствия единообразия в применении.
Антимонопольная практика
Практика по взысканию компенсации за незаконное использование товарных знаков также носит удручающий характер.
Гражданско-правовая ответственность установлена ст. 1515 ГК РФ. В качестве санкции предусмотрена выплата компенсации от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемой по усмотрению суда исходя из характера нарушения; или в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за правомерное использование товарного знака. При этом судебная практика идет по пути взыскания компенсации 10 000 руб. за каждый объект продажи, доказанный заявителем. Такой размер не только не компенсирует убытки правообладателя, но и не соответствует ценности товарного знака. Судебные издержки заявителя выше взысканной суммы.
На сегодняшний день единственным эффективным способом защиты, который обеспечивает получение компенсации от 500 000 руб. до 2 000 000 руб., является привлечение к ответственности антимонопольной службой.
В этом случае действует такой алгоритм:
1. Сбор доказательств.
2. Составление и направление претензии для досудебного урегулирования спора с требованием о прекращении незаконных действий и выплаты компенсации.
3. Обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы с просьбой о вынесении предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
4. Получение постановления руководителя УФАС о привлечении ответчика к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
5. Составление и подача в суд иска на основании решения УФАС о нарушении исключительных прав истца об изъятии из оборота и уничтожении за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначений; выплате компенсации.
Что предлагает Правительство
Для улучшения ситуации в сфере защиты прав интеллектуальной собственности Правительство утвердило 5 декабря 2016 года Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.
Цель Стратегии – сократить объемы незаконного оборота промышленной продукции. Главный принцип – предоставить беспрепятственное открытие, расширение и развитие легального бизнеса в соответствующих отраслях.
Стратегия предполагает комплексную работу органов государственной власти. Для борьбы с импортным контрафактом сведения Росаккредитации о документах на некачественные товары будут передаваться в Федеральную таможенную службу. К борьбе с контрафактом подключат Федеральную налоговую службу.
Кроме того, МВД и Следственный комитет должны усовершенствовать механизм привлечения к уголовной ответственности недобросовестных участников рынка. Правоохранительные органы будут действовать совместно с Минэкономразвития.
Также Министерство промышленной торговли намерено по аналогии с обязательной маркировкой меховых изделий обеспечить прозрачность поставки товаров и в фармацевтике, пищевой и легкой промышленности.
Жесткое регулирование рынка оборота конкретного вида товара можно показать на примере регулирования рынка алкогольной продукции. Принципы и правила контроля установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Одной из мер надзора законодатель установил обязательную маркировку алкогольной продукции. Реализация немаркированного алкоголя запрещена под угрозой применения санкций административной и уголовной ответственности.
Сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на марки на русском языке и в виде двухмерного штрихового кода.
Двухмерный штриховой код наносится на марку в формате, обеспечивающем считывание сведений о маркированной алкогольной продукции, с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕАИС) учета объема производства и оборота алкогольной продукции.
Подлинность марки можно проверить в ЕАИС.
За правильность нанесения и за подлинность марок несут ответственность владельцы алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставку, розничную продажу.
Российское законодательство устанавливает административную (в виде наложения штрафа и конфискации нелегальной продукции) и уголовную (в виде штрафа, принудительных работ либо лишения свободы на срок до 5 лет) ответственность.
Жесткие государственные санкции, а также взаимодействие органов ФНС, ФТС, Минфина и Росалкогольрегулирования привело к положительным изменениям: позволило вывести из тени производителей алкогольной продукции, пополнило государственный бюджет за счет взыскания налогов со всей цепочки контрагентов: от производителей до конечных потребителей.
С 2015 года государство решило урегулировать реализацию меховых изделий.
Государствами – членами Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, 8 сентября 2015 года было подписано Соглашение о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными идентификационными знаками (КИЗ).
КИЗ является бланком строгой отчетности с элементами защиты от подделки. Он предназначен для персонификации каждой единицы маркированного товара, защиты ее от дублирования и повторного использования. Этот знак представляет собой выполненную из специального гибкого материала полоску, содержащую встроенную радиочастотную метку (RFID) – микрочип с передающей антенной. Для меховых изделий, произведенных на территории РФ, предусмотрено использование КИЗ зеленого цвета, в то время как импортные будут маркироваться КИЗ красного цвета.
Товары, не маркированные КИЗ, подлежат конфискации и последующему уничтожению. Контролирующие функции возложены на торговые инспекции, а также на инспекции ФНС, управления и отделы ФТС. Информация о КИЗ будет передаваться в единую электронную базу. Вести данную базу поручено ФНС России.
Таким образом, государство сможет отследить путь любого мехового изделия и выявить наличие в этой цепочке фирм-однодневок. Такой сквозной контроль практически исключает возможность «оптимизации» налогов и повышает персональную ответственность предпринимателей за работу с сомнительными контрагентами.
Меры, принятые государством для контроля оборота алкогольной продукции и меховых изделий, впоследствии государство может распространить и на иные товары.
Государство и в дальнейшем планирует развивать и ужесточать методы контроля над реализацией товаров, работ и услуг, что позволит вытеснить с рынка недобросовестных участников гражданского оборота.