Противодействие незаконному обороту контрафактной продукции является одним из приоритетных направлений сотрудничества государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В связи с этим совершенствование организационно-правовой основы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на всей территории ЕАЭС является одним из ключевых направлений интеграционного процесса.
Единый товарный рынок
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международное интеграционное экономическое объединение, участниками которого являются Россия, Республика Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Союз начал работу 1 января 2015 года, заменив собой Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС действовало в 2000–2014 годах). Целями ЕАЭС являются экономическое развитие стран-участниц, модернизация и повышение конкурентоспособности этих государств на мировом рынке. При подписании Договора о ЕАЭС (29.05.2014) стороны обязались координировать экономическую политику и гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики (энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте).
В настоящее время ЕАЭС занимает территорию в 20,2 млн кв. км с населением 182,1 млн человек, из них 92,9 млн – экономически активное. По итогам 2015 года объем взаимной торговли, исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС, составил 45,4 млрд долл., или 74,2%, к уровню 2014 года. Большая часть взаимного товарооборота приходится на торговлю России с Белоруссией (57,1%) и Казахстаном (33,5%). За 9 мес. прошлого года указанный показатель снизился на 14,3% (до 29,5 млрд долл.).
Сокращение внутренней торговли в денежном эквиваленте связано с продолжающимся экономическим кризисом, в частности с девальвацией национальных валют, последовавшей за падением рубля. В связи с этим покупательная способность населения и предприятий значительно сократилась. Однако сокращение взаимного товарооборота произошло именно в долларовом эквиваленте, тогда как расчеты в национальных валютах, а также физические показатели объема торговли по многим статьям, напротив, увеличиваются.
Формирование единого товарного рынка и снятие таможенных барьеров во взаимной торговле способствуют увеличению трансграничного оборота контрафактных промтоваров. Распространение такой продукции представляет угрозу экономическим интересам ЕАЭС, а также серьезную опасность для жизни и здоровья граждан. Только за 9 месяцев 2016 года правоохранительными органами ЕАЭС было возбуждено около 3 тыс. дел об административных правонарушениях и преступлениях в сфере незаконного использования средств индивидуализации товаров (работ, услуг), нарушения авторских и смежных прав, выявлено свыше 20 млн единиц контрафактной продукции, предотвращен ущерб правообладателям на сумму более чем 120 млн долл., что уже превышает годовые показатели 2015 года. Большая часть контрафакта изымается на российской границе (рис.). По данным ФТС России, в 2015 году было выявлено более 18,1 млн единиц контрафактной продукции, что вдвое превышает показатель 2014 года, а предотвращенный правообладателям ущерб превысил 3,9 млрд руб. (около 2,5 млрд). Не улучшилась ситуация и в минувшем году: за 9 мес. было выявлено 19,3 млн единиц контрафакта, а предотвращенный ущерб достиг 6,9 млрд руб.
Действия надо скоординировать
Создание организационно-правового механизма, обеспечивающего эффективное пресечение распространения контрафактной продукции, а также совершенствование правовой охраны объектов интеллектуальной собственности на всей территории Союза, является одним из ключевых направлений евразийского интеграционного процесса.
Анализ законодательств государств – членов ЕАЭС показал, что уголовно-правовые средства защиты интеллектуальной собственности гармонизированы практически везде. Различаются лишь детали юридической техники, санкции и размер ущерба, необходимого для привлечения к уголовной ответственности. Однако прозрачность границ внутри Союза не позволяет странам бороться с контрафактом по отдельности. Трансграничный характер незаконного оборота контрафактной продукции создает предпосылки к налаживанию тесного и оперативного взаимодействия уполномоченных органов в целях эффективного выявления и пресечения таких правонарушений. По этой причине 8 сентября 2015 года был подписан Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, который вступил в силу 19 июля 2016 года.
Договором предусматривается координация действий по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, а также по совершенствованию деятельности уполномоченных в этой сфере органов ЕАЭС; обмен информацией по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе по предупреждению оборота контрафактных товаров на таможенной территории ЕАЭС; анализ и обобщение опыта деятельности по пресечению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, а также прогнозирование тенденций в сфере предупреждения, выявления, пресечения и расследования правонарушений в этой области; планирование и реализация согласованных действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
В целях его реализации Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) был утвержден Регламент информационного взаимодействия уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности от 30.08.2016 № 102, вступивший в силу 1 октября 2016 года. Документом предусматривается проведение мониторинга правоприменительной практики в государствах-членах, что также будет способствовать установлению единообразного подхода к правоприменению в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Уполномоченные органы стран Союза, в том числе таможенные и правоохранительные, должны направлять в ЕЭК определенные регламентом сведения для их обобщения, систематизации и последующего обсуждения. Это также позволит скоординировать усилия в данной сфере и повысить их эффективность.
Координационным центром по обеспечению сотрудничества уполномоченных органов в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности являются ЕЭК и Консультативный комитет по интеллектуальной собственности при Коллегии Комиссии (создан в сентябре 2012 года). В его состав входят представители уполномоченных органов и крупнейших национальных объединений правообладателей государств-членов. В ближайшее время планируется создание Подкомитета по координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, в который войдут представители правоохранительных и административных органов государств Союза, задействованных в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
Одним из проверенных и надежных инструментов противодействия ввозу на территорию ЕАЭС контрафактной продукции являются таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности (ИС). Порядок включения в Единый таможенный реестр объектов ИС определяется двумя основополагающими документами: Соглашением о едином таможенном реестре объектов ИС и Регламентом взаимодействия таможенных органов государств – членов Таможенного союза (ТС) по вопросам ведения таможенного реестра объектов ИС. Оба документа были утверждены Решением Комиссии ТС от 18.06.2010. В соответствии с ними единый реестр ведется в электронном виде и включает следующую информацию об объекте ИС: регистрационный номер, наименование, сведения о правообладателе, срок включения в реестр, перечень товаров, подпадающих под правовую защиту таможенными органами. По состоянию на 1 декабря 2016 года в таможенном реестре зарегистрировано 4,2 тыс. объектов ИС.
В октябре 2016 года на заседании Совета глав правительств СНГ было утверждено Соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции, одобренное решением Экономического совета СНГ от 27.05.2016. В соответствии с ним стороны осуществляют сотрудничество в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции, то есть продукции, изготовленной с нарушением прав интеллектуальной собственности в том числе в цифровой среде. В целях его реализации уполномоченные органы могут заключать межведомственные соглашения о сотрудничестве.
Координация взаимодействия сторон возлагается на Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (в его состав входят представители Армении, Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины).
Опасные медизделия – изъять
В декабре 2016 года Совет ЕЭК утвердил Порядок применения уполномоченными органами стран – членов ЕАЭС мер по приостановлению или запрету применения медицинских изделий, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, недоброкачественных, контрафактных или фальсифицированных изделий и изъятию их из обращения в странах – членах ЕАЭС. Согласно документу фальсифицированным признается медизделие, сопровождаемое ложной информацией о его составе, характеристиках и (или) его производителе, а контрафактным – изделие, находящееся в обращении с нарушением требований законодательства государств-членов, регламентирующего его обращение. В случае выявления наличия в обращении контрафактных или фальсифицированных медизделий уполномоченный орган ЕАЭС проводит следующие мероприятия:
–информирование владельца (поставщика, продавца) медизделия о необходимости его представления (при наличии возможности) и сопроводительной документации к нему (товарно-транспортных накладных, договоров на покупку и т. п.) для его идентификации;
–идентификацию совместно с экспертной организацией медизделия в соответствии с его маркировкой, упаковкой и сопроводительной документацией по следующим признакам: наименованию и месту нахождения производителя (продавца), включая страну происхождения; наименование; дате изготовления и сроку годности (хранения); номеру партии (лота); условиям хранения (эксплуатации); обозначению нормативной документации;
–установление совместно с экспертной организацией перечня актов законодательства, регламентирующих обращение медизделий, требования которых нарушаются при обращении данного изделия, а также характера и объема нарушений;
–принятие решения о запрете реализации и (или) применения контрафактных или фальсифицированных медизделий;
– информирование в 5-дневный срок уполномоченных органов других государств-членов об установлении факта обращения контрафактного или фальсифицированного медизделия с использованием информационно-телекоммуникационных средств связи.
Меры по изъятию из обращения медизделий, представляющих опасность для жизни и (или) здоровья людей, принимаются в соответствии с законодательством государств-членов. Их владелец (поставщик, продавец) информирует уполномоченный орган о выполнении мероприятий по изъятию из обращения контрафактных или фальсифицированных медизделий с представлением документальных доказательств.
Интеллектуальная собственность тоже под защитой
Сейчас процедуру внутригосударственного согласования проходит Соглашение о едином порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, разработанное в целях реализации Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (Приложение № 26 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014). Документ устанавливает порядок управления авторскими и смежными правами на территории ЕАЭС в случаях, когда практическое осуществление прав в индивидуальном порядке правообладателями затруднено или когда законодательством государств-членов допускается использование объектов без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения. В нем также содержатся обязательства государств-членов о введении ответственности организаций по управлению авторскими и смежными правами.
Помимо этого, ожидается подписание Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС (одобрен Распоряжением ЕЭК от 17.03.2016), который приведет к упрощению процедур регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, а также сокращению издержек бизнеса. По замыслу его разработчиков, всеобъемлющая правовая охрана объектов интеллектуальной собственности в результате получения единого документа, действующего на территории всех государств-членов, повлечет приток инвестиций в наукоемкие отрасли экономики ЕАЭС, а внедрение инновационных технологий будет способствовать модернизации экономик всех стран Союза.
По указу Президента
К сожалению, ужесточение уголовной ответственности (ст. 171.1, 202.2, 235.1, 238.1 УК РФ) не привело к ожидаемому сокращению объемов незаконно ввозимых, производимых и реализуемых на территории страны контрафактных промтоваров. По этой причине Указом Президента России от 23.01.2015 № 31 была создана Госкомиссия, которая координирует деятельность органов власти по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промтоваров, в том числе контрафактных, а также осуществляет мониторинг ситуации в данной сфере.
Комиссию возглавляет министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров. В регионах аналогичные комиссии возглавляются непосредственно губернаторами. Первоочередные меры по борьбе с контрафактом закреплены в Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 05.12.2016 № 2592-р. Основной целью документа является сокращение объемов незаконного оборота (производства и реализации) промтоваров и его влияния на социально-экономическое развитие страны.
Для достижения этой цели планируется: усовершенствовать организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов; разработать и внедрить единую систему мониторинга ситуации в данной сфере; развивать международное сотрудничество со странами ЕАЭС, а также сформировать нетерпимое отношение граждан к потреблению нелегальной продукции.