Защита материнства и детства – очень актуальный вопрос в свете возрастания внимания к нему со стороны общественности и власти. Практически все нормы Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ так или иначе касаются правового регулирования данных отношений. Но не только СК РФ регулирует отношения между родителями и детьми. На это направлены и нормы Конституции, УК РФ, ТК РФ. В связи с этим на практике возникают некоторые казусы.
На страже тайны усыновления СК РФ…
Следует в первую очередь отметить, что об охране материнства и детства говорится в ст. 38 Конституции РФ. Там также устанавливается обязанность родителей заботиться о своих детях и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о родителях.
Из наиболее значимых норм Семейного кодекса, предусматривающих меры по охране материнства и детства, можно выделить ст. 68 СК РФ (предусматриваются судебный порядок возвращения детей родителям, учет мнения ребенка по данному вопросу); ст. 69 СК РФ (лишение родительских прав в целях защиты детей); ст. 73 СК РФ (ограничение родительских прав); ст. 77 СК РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью) ст. 78 СК РФ (участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом вопросов, связанных с воспитанием детей); глава 13 СК РФ (устанавливает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, а также обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать родителей, которые обеспечиваются в необходимых случаях судом и обязанностью выплачивать алименты).
Необходимо, конечно же, сказать и о главе 11 СК РФ, содержащей нормы, устанавливающие базовый набор прав ребенка и некоторые аспекты их практической реализации. В этой же главе (в ст. 54 СК РФ) дается отсылка к главе 18 СК РФ, предусматривающей полномочия и обязанности органов опеки и попечительства в области охраны детства. Глава 18 СК РФ относится к разделу VI СК РФ, который, по сути, полностью посвящен рассмотрению и регламентации форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
...и УК РФ
Указанные отношения регулируются не только Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ. На их защиту также направлены ст. 150–157 УК РФ, изложенные в главе 20 данного Кодекса.
Следует рассмотреть следующий казус. В статье 139 СК РФ говорится об обязанности судей, задействованных должностных лиц и иных осведомленных об усыновлении лиц сохранять тайну усыновления ребенка. В соответствии с законодательством разглашение этой тайны данными лицами против воли усыновителей влечет привлечение их к ответственности.
Статья 155 УК РФ предусматривает ответственность за данное деяние (разглашение тайны усыновления (удочерения), но при условии, что оно совершено из корыстных или низменных побуждений. Такое же условие ставится и в ст. 153 УК РФ, предусматривающей ответственность за подмену ребенка. Там тоже обязательным признаком являются корыстные или низменные побуждения. Отметим, что этот обязательный элемент состава таких преступлений – главный изъян данных статей. В частности, формулировка ст. 155 УК РФ вступает в некоторое противоречие со ст. 139 СК РФ, которая указывает на безусловное наступление ответственности в случае разглашения этих сведений теми лицами, на которых лежит обязанность хранить их в тайне.
Было бы оптимально поставить вопрос о внесении следующих изменений в указанные статьи: из текста ст. 153 УК РФ надо исключить слова «совершенная из корыстных или иных низменных побуждений», а из текста ст. 155 УК РФ необходимо исключить слова «из корыстных или иных низменных побуждений».
Объектом этих преступлений является нормальное развитие ребенка, субъекта семейного права. При совершении этих преступлений наносится колоссальный вред психике ребенка. В случае со ст. 153 УК РФ нарушается само право ребенка жить и расти в своей родной семье. Данные деяния совершаются лицами, которые обязаны их не совершать, так как такие отношения охраняются законом. Какими бы мотивами ни руководствовался преступник, будь то даже сострадание, ущерб объекту преступления в любом случае причиняется сильнейший.
Относительно ст. 155 УК РФ можно отметить, что распространены случаи, когда настоящий родитель находит своего родного ребенка, усыновленного или удочеренного неродными людьми, но об этом не подозревающего, и рассказывает ему правду. В этом случае усыновленное или удочеренное лицо испытывает сильнейшее психическое потрясение и, как часто бывает, само жалеет о том, что узнало правду.
Какими бы ни были мотивы преступника, в любом случае последствия его действий – это причинение сильнейших нравственных страданий и усыновителям, и усыновленным (удочеренным), вредящих целостности семьи, что должно рассматриваться как посягательство на институт семьи.
Разглашение тайны усыновления – исключительное право усыновителей, и никто не вправе совершать деяния, предполагающие разглашение, которое при любом мотиве является аморальным и причиняющим вред объекту состава преступления.
По этой причине вопрос о внесении указанных изменений в ст. 153 и 155 УК РФ является актуальным.
Итак, меры по защите материнства и детства предусматриваются также и в УК РФ. Помимо этого, санкции за нарушения норм законодательства в этой области предусматриваются и в ст. 5.35–5.37 КоАП РФ.
Опосредованная охрана
Существуют и иные нормативные акты, регулирующие данные вопросы. Например, Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в частности, ст. 8 и 9) предусматривает полномочия и обязанности органов опеки и попечительства в том числе и в сфере защиты материнства и детства (в основном детства).
ТК РФ предлагает широкий набор мер, облегчающих положение матерей и беременных женщин на работе, а также гарантий для них.
Так, глава 41 ТК РФ устанавливает особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Предусматривается широкий спектр мер, обеспечивающих нормальные трудовые условия и условия отдыха для женщины, а также исполнения материнского долга (также меры предусматриваются и для лиц с семейными обязанностями). Наиболее известной является норма, содержащаяся в ст. 255 ТК РФ, которая устанавливает условия предоставления отпуска по беременности и родам (уход женщины в этот отпуск в повседневной жизни называют уходом в декрет, что повелось еще со времен Советской власти в нашей стране, когда данный отпуск был введен одним из декретов, что тогда стало прогрессивной мерой). Внимания при этом заслуживает и ст. 261 ТК РФ, в которой говорится, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Также глава 42 ТК РФ предусматривает особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, в чем выражается защита детства. В указанной главе есть запрет на работу в той сфере, которая может оказать негативное влияние на психику несовершеннолетнего; устанавливается необходимость обязательных медосмотров; предусматриваются увеличенный размер ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительные гарантии при расторжении трудового договора и т. д.
Внимания заслуживает и глава 50 ТК РФ, предусматривающая особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Так, ст. 319 ТК РФ гласит: «Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы».
В то же время в ст. 322 ТК РФ установлено: «По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка». Эти две статьи направлены на защиту и нормальное развитие детства.
Указанные нормы ТК РФ являют собой продолжение замечательных правовых традиций прогрессивного трудового законодательства Советского Союза, предусматривающего качественный и продуманный комплекс гарантий и льгот для трудящихся. К большому сожалению, многие гарантии с тех времен прекратили свое существование. Нельзя также не отметить, что в наше время получила широчайшее распространение негативная практика, когда все эти законодательные указания обходятся неофициальным трудоустройством, когда работодатель, по сути, сам устанавливает правила игры. Подчеркнем, что нормы трудового законодательства нашей страны прогрессивны и качественны, они всецело защищают работника от какого-либо произвола. Однако проблема не в законе, а в негативной неофициальной практике, обходящей многие предоставляемые законом гарантии. Необходимы более эффективные практические действия со стороны власти и, что самое главное, политическая воля, направленная на исправление данной ситуации.
В числе прочих актов, регулирующих рассматриваемые отношения, следует выделить Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н, Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в котором регулируются вопросы получения семьями материнского капитала.
В заключение отметим, что законодательство Российской Федерации в его нынешнем состоянии вполне положительно решает вопросы защиты материнства и детства. Предоставляются необходимые гарантии, защищаются соответствующие права. В то же время требуется обратить внимание на ряд недостатков, о которых говорится в настоящей статье, а также принять со стороны государства меры, направленные на более качественное обеспечение практической реализации указанных правовых предписаний в жизни общества.