Российский союз автостраховщиков (РСА) обнародовал результаты ежегодного актуарного мониторинга страховых тарифов по ОСАГО, в ходе которого выяснил, что дефицит тарифов на конец 2017 г. составит до 43%. Об этом сообщил глава Союза Игорь Юргенс.
Руководитель РСА сказал следующее: «В прошлом году мы организовали очередное ежегодное исследование действующих тарифов, чтобы выявить их соответствие складывающейся убыточности данного вида страхования. В результате выявлен дефицит тарифа по различным сценариям от 26 до 43% для договоров, которые будут заключены в период со 2-го полугодия 2017 г. по 1-е полугодие 2018 г. Исследование, которое провели независимые актуарии, и их выводы РСА направил в Банк России, который является регулятором на этом рынке».
Исследование было проведено на основании первичных данных по договорам и убыткам по ОСАГО членов РСА за период с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2016 г., а для прогнозирования среднего размера убытка и частоты наступления страхового случая на будущее использовались три различных сценария. Первый сценарий предполагал сохранение текущих трендов изменения как среднего размера убытка, так и частоты страховых случаев, второй — постепенное замедление темпа роста среднего размера убытка и приближение его к темпу роста инфляции и сохранение частоты на уровне значений, наблюдаемых в 2016 г.; третий вариант являлся промежуточным между первым и вторым сценариями. При первом сценарии рассчитанный средний размер премии по ОСАГО для договоров, которые будут заключены в период со 2-го полугодия 2017 г. по 1-е полугодие 2018 г., превысил размер премии, рассчитанной с использованием верхней границы действующих значений базового страхового тарифа, на 43,2%, при втором сценарии — на 26,2%; при третьем — на 35,4%.
По словам И. Юргенса, если ситуация с убытками в ОСАГО «максимально ухудшится», дефицит тарифа составит еще больше — порядка 64%.
Результаты исследования были отправлены Союзом в Банк России. По мнению РСА, исследование показывает несбалансированность системы тарификации по различным сегментам, в первую очередь в том, что касается коэффициента страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.
Так, страховщики считают необходимым увеличение КТ по целому ряду городов, включая Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону, Иваново. Также в РСА отмечают недооценку базовой ставки страхового тарифа для общественного транспорта (троллейбусы, трамваи, такси, автобусы). Согласно оценкам актуариев в ОСАГО убыточность по страховым случаям, произошедшим в период с 1 октября 2015 г. по 30 сентября 2016 г., составила 83,5% без учета расходов на ведение дел. Отдельно за III квартал 2016 г. этот показатель составил 92,4%.
В пресс-службе Банка России сообщили, что пока речь о повышении тарифов в ОСАГО не идет. Первоочередной задачей регулятор считает введение приоритета натуральной выплаты в ОСАГО над денежной, что помешает дальнейшей деятельности так называемых автоюристов и теоретически снизит убыточность этого вида страхования.