Преимущество сельских предпринимателей — работают там, где живут

| статьи | печать

«ЭЖ» продолжает знакомить с примерами взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, которые пополнят в этом году «Атлас муниципальных практик», выпускаемый автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ).

После предыдущей публикации («ЭЖ», № 4) о местном опыте, достойном повторения, в редакцию поступило несколько e-mail-сообщений c возмущением по поводу отсутствия в статье примеров из сельских муниципалитетов. Спешим заверить негодующих, а заодно всех подписчиков газеты, что дело не в предвзятости — просто формат газетной площади не позволяет поместить разом все инновационные практики. Много лет подряд мы регулярно рассказываем о разных моделях работы муниципальной власти с местным бизнесом и местным сообществом. Сегодня выпуск «Муниципального форума» отдан сельским номинантам национальной премии «Бизнес-Успех» на лучшую муниципальную практику по поддержке предпринимательства.

Донские казаки умело используют хорошие примеры

Начнем с Семикаракорского района Ростовской области, поскольку он единственный удостоен специального приза АСИ. Вручая его в январе на всероссийском форуме «Территория бизнеса — территория жизни», генеральный директор агентства Андрей Никитин заявил, что АСИ будет помогать проектам с берегов Дона «в режиме 24/7», то есть 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Инвестора в этом районе буквально за руку водят по всем этапам предпринимательской деятельности. Затем вне конкурса дают земельный участок с подведенными коммуникациями, если объем инвестиций превышает 160 млн руб. Подготовлено семь инвестиционных площадок с развитой инфраструктурой, создаваемой муниципалитетом совместно с региональными органами государственной власти.

В результате за 2013—2015 гг.:

  • объем ежегодных инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего бизнеса вырос с 444,9 млн до 1,7 млрд руб.;

  • сумма налоговых поступлений от малых и средних предприятий поднялась до 280,7 млн руб. в 2015 г. против 257,8 млн руб. в 2013 г.;

  • количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось с 1447 производственных единиц до 1527.

Реализованы такие крупные проекты, как «Берегоукрепление реки Дон» сметной стоимостью около 400 млн руб. и «Реконструкция водозаборных и очистных сооружений», на что израсходовано более 500 млн руб. В многофункциональном центре для бизнеса оказываются более 120 видов государственных и муниципальных услуг. Сервисами МФЦ воспользовались с учетом повторных обращений 18 500 заявителей. И это при общей численности населения в районе 49 600 человек.

Итоги прошлого года не были подведены в день проведения всероссийской конференции «Территория бизнеса — территория жизни», на которой вручалась национальная премия «Бизнес-Успех». В жюри конкурса особо отметили, что управленческая команда Семикаракорского района внимательно изучает опыт взаимодействия коллег с бизнесом и внедряет 19 практик из 23, размещенных в «Атласе муниципальных практик».

Подвижки в экономике оказали синергетическое влияние на социальную сферу. В селах района построены пять новых детских дошкольных учреждений, в районном центре открыт спортивный зал с бассейном. Жители сел устраивают негласное соревнование на лучший фасад дома и на самый благоустроенный двор, а молодежь возвращается и начинает строить собственные дома. Значит, люди не хотят больше уезжать с малой родины, в которой не закрываются школы и детсады, делают вывод эксперты, побывавшие в Семикаракорском районе. А глава районной администрации Виктор Талалаев не скрывает удовлетворения от возникновения «проблемы» — местные производства начинают испытывать нехватку трудовых ресурсов.

Селенгинские казаки изгнали перекупщиков с местных рынков

Такой проблемы нет пока на другом конце страны, в Республике Бурятия, в Селенгинском районе. Зато здесь избавились от другой застарелой «язвы» — перекупщиков продуктов крестьянского труда.

А в том, что это явление распространено практически везде, свидетельствует тот факт, что и на Дону «отгоняют» перепродавцов. В Семикаракорском районе открыли 45 молокоприемных пунктов, куда сдают продукцию индивидуальные предприниматели и местные жители с личных подворий, а для сбыта продуктов с огородов и садов организовали кооператив.

На берегах главного притока Байкала — реки Селенги — «лечение» пришло с проектом «Артерия». Такое нестандартное название получило муниципальное автономное учреждение (сайт: артерияжизни.рф). Оно, подобно кровеносным сосудам, несущим кровь человеческому организму, напрямую связало сельхозтоваропроизводителей с покупателями. Результат получился ошеломляющим: у производителей на 50% поднялась отпускная цена, а для потребителей на эти же 50% упала цена покупок. Более того, люди покупают теперь свежие продукты: мясо — в день забоя, овощи — в день снятия с грядок. Для этого местные жители, не выходя из дома, заходят на электронную ярмарку или по телефону туда подают заявку. Оператор МАУ «Артерия» собирает заказы, и как только их накапливается на вес одной, скажем, коровьей туши, сообщает об этом местным фермерам. Первому откликнувшемуся товаропроизводителю передается список заказчиков с их адресами и номерами телефонов. Если в течение 15 минут никто не откликается, то заказ передается в соседние районы. Например, в ООО «Буян» или ООО «Мясо Закамны», а по овощам — «соседским» предпринимателям, которые гарантируют своевременное исполнение заказов. Адресную доставку осуществляют производители или нанимают местных таксистов. Сегодня в базе данных «Артерии» более 2000 домохозяйств-заказчиков и 220 сельхозтоваропроизводителей. Заказы выполняются каждый день без выходных.

По словам главы Селенгинского района Вячеслава Цыбикжапова, возникла потребность автоматической обработки сведений, чтобы не операторы работали в ручном режиме, а программа вела заказ от поступления до исполнения, включая прием и рассылку сообщений по e-mail-адресам и мобильным телефонам. Разрабатываемое для этого программное обеспечение должно одинаково бесперебойно работать с компьютерами, смартфонами и просто кнопочными трубками, чтобы бабушки с «кирпичиками» могли и заказ оформить, и излишки подворья выставить на электронную ярмарку. Мобильная связь покрывает 97% территории района, интернет доступен на пятой части этой площади. Действующее законодательство не позволяет муниципалитету выделить средства на внедрение программного обеспечения, сожалеет В. Цыбикжапов. Он надеется завершить начатую работу с помощью венчурного финансирования из разных фондов и институтов развития.

Жюри национальной премии «Бизнес-Успех» отметило также опыт сибиряков по заключению концессионных соглашений в сфере детского оздоровительного отдыха при организации рекреации у озера Щучье, а также деятельность сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «Весна», чей кредитный портфель приближается к 10 млн руб., а число пайщиков — к 500 местных жителей и предпринимателей.

Предприимчивый глава района вынашивает еще одну любопытную идею. Она связана с именем Абрама Петровича Ганнибала — знаменитого арапа Петра I. Оказывается, прадед великого поэта Александра Пушкина провел три года в этих краях, куда был сослан после кончины своего покровителя. Не исключено, что по соседству с мемориальным комплексом декабристам — братьям Михаилу и Николаю Бестужевым и Константину Торсону, отбывавшим здесь ссылку спустя век после Ганнибала, появится новый притягательный туристско-рекреационный объект.

Но главная забота В. Цыбикжапова — обеспечение местного населения, а это более 43 000 человек, продуктами питания местного производства. Согласно статистике в Бурятии производится только треть потребляемого ее жителями объема овощей, молока и молочных продуктов и чуть более половины потребности мяса (53,2%) и яиц (58,2%). По подсчетам главы, жители района расходуют на покупку продовольствия порядка 600 млн руб. в год. Это вдвое больше годовой бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства на всей территории республики. Вывод прост: перспективы у местных предпринимателей огромные. И выгода очевидна: люди открывают дело и работают там, где они живут.

Предваряя возможные новые звонки и электронные сообщения, добавим, что разузнать о «секретах» номинантов национальной премии «Бизнес-Успех» можно у них самих. Все они просили обозревателя «ЭЖ» особо отметить их открытость для всех. Секрет прозрачности прост: чем больше о них узнают люди, тем выше шансы привлечь инвестиции на свою территорию и найти новых партнеров.

Комментарий

Александр Бречалов, секретарь Общественной палаты Российской Федерации

Социальное значение малого бизнеса является определяющим именно для малых территорий: в условиях «вымирающих» малых городов и муниципальных районов предпринимательство — едва ли не единственный способ для их развития. С другой стороны, именно местная власть напрямую влияет на предпринимателя. Федеральные инициативы улучшения бизнес-климата и инструменты поддержки — это прекрасно, но если они не доходят до конкретного предпринимателя, который поднимает малый бизнес на своей родной территории, в них мало смысла.

Андрей Никитин, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

Создание благоприятного инвестиционного климата — задача, которая не перестает быть актуальной. И ее успешное решение зависит от слаженной работы властей всех уровней — федерального, регионального и муниципального.