Sberbank Investment Research, аналитический департамент «Сбербанка CIB», публикует 18-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян — «Потребительский индекс Иванова». В обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан. На этот раз надо отметить то, что граждане больше волнуются о стране в целом, не ожидая радостей от ее экономики, но сохраняют оптимизм по поводу своего личного благополучия. Видимо, верят, что ко всему смогут приспособиться.
Индекс потребительской уверенности рос непрерывно с IV квартала 2015 г., но в IV квартале 2016 г. немного опустился, до –16% (в III квартале 2016 г. было –15%). Это значительно выше –24%, зафиксированных в IV квартале 2015 г. и IV квартале 2014 г., но индекс продолжает находиться ниже докризисного уровня (в среднем за 2013 г. было –9%).
Опрос потребителей позволяет сделать следующие основные выводы.
Во-первых, в квартальном сравнении произошло небольшое снижение всех компонентов индекса, за исключением оценки перспектив личного благосостояния, которая осталась на том же уровне в 3%, что и в прошлом квартале. Оценка национального благосостояния за последние 12 месяцев снизилась до –27% (с –25% в III квартале 2016 г. — лучшего значения за последние два года). Оценка перспектив национального богатства на следующие 12 месяцев уменьшилась с –5 до –6% в IV квартале 2016 г. Это было отражено в значительном увеличении доли тех, кого больше всего беспокоит экономический рост страны.
Индекс потребительских цен России весьма заметно снизился, можно сказать, до беспрецедентного показателя в 5,6%, видимо, вследствие этого беспокойство по поводу инфляции стало рекордно низким: в IV квартале 2016 г. его отметили 53% респондентов.
Теперь основным поводом для беспокойства стала коррупция — 59%, на 2 п.п. больше, чем в III квартале, и на 5 п.п. — чем годом ранее, и это максимальный показатель за последние два года. Безработица в списке поводов для беспокойства заняла второе место: эту проблему отметил 51%, на 1 п.п. больше, чем в прошлом квартале. И наконец, всего 20% респондентов беспокоились из-за обменного курса рубля, это на 1 п.п. больше, чем в прошлом квартале.
Уровень безработицы среди респондентов увеличился до 11,6% по сравнению с 10,9% в III квартале 2016 г. Индекс чистого найма упал до –42% (c –40% в III квартале 2016 г.), поскольку 6,4% работающих Ивановых указали, что их работодатели нанимают новый персонал (в III квартале 2016 г. эта доля составила 7,5%).
Все это поддерживало опасения опрошенных относительно безработицы: ее считает главным источником беспокойства 51% респондентов (по сравнению с 52% в III квартале 2016 г).
Исследование показывает, что рост заработной платы составил всего 0,8% в IV квартале 2016 г., что сильно отличается от 10,2%, отмеченных в государственной статистике. С начала года у 28% Ивановых заработная плата была повышена или индексирована на 6,1%, то есть в среднем по выборке повышение составляет 1,7%. При увеличении заработной платы Ивановы предполагают тратить только 19% прибавки на продукты питания (по сравнению с текущими 37% дохода, которые тратятся на продукты питания), 14% — на одежду и товары для дома (против текущих 16%), а 11% — откладывать (сейчас доля сбережений составляет лишь 7%). Доля месячного заработка, отложенная в качестве сбережений, сократилась с 7,4% в III квартале 2016 г. до 7,0% в прошлом квартале. Вероятно, уменьшение реальной заработной платы и располагаемых доходов населения негативно сказывается на уровне сбережений.
Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, уменьшилась с рекордных 77% во II квартале 2016 г. и 76% в III квартале 2016 г. до 75%, но остается довольно высокой. В то же время наблюдалось снижение интенсивности промоакций в розничных сетях — за исключением «Магнита». Доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, снизилась с исторического максимума 47%, достигнутого во II квартале 2016 г., до 44% в III квартале 2016 г. и осталась такой же в прошлом квартале. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, увеличилась до 71% против 68% в предыдущем квартале.
Слабые предпраздничные продажи, отмеченные государственной статистикой, были подтверждены в ходе нашего исследования: затраты на продукты питания для празднования Нового года снизились на 4% по сравнению с прошлым годом. Это отчасти было компенсировано тем, что 96% респондентов остались дома на праздниках (92% в 2015 г. и 86% в 2014 г.), то есть валовые траты остались почти теми же.
Причины беспокойства Ивановых, %
|
IV кв. 2015 |
III кв. 2016 |
IV кв. 2016 |
---|---|---|---|
Коррупция |
54 |
57 |
59 |
Инфляция |
64 |
57 |
53 |
Безработица |
56 |
52 |
51 |
Экономический рост |
17 |
18 |
37 |
Обменный курс доллара |
30 |
19 |
20 |
Источник: Cint, Sberbank Investment Research |
Индекс потребительской уверенности, %
|
05.2013 |
07.2013 |
09.2013 |
11.2013 |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общее значение индекса |
–8 |
–8 |
–8 |
–13 |
–11 |
–6 |
–7 |
–24 |
–22 |
–14 |
–24 |
–24 |
–22 |
–17 |
–15 |
–16 |
Личное благосостояние (последние 12 месяцев) |
–8 |
–6 |
–5 |
–9 |
–8 |
–5 |
–6 |
–22 |
–29 |
–25 |
–30 |
–30 |
–29 |
–25 |
–21 |
–22 |
Личное благосостояние (следующие 12 месяцев) |
13 |
12 |
13 |
8 |
10 |
10 |
9 |
–4 |
–1 |
5 |
–1 |
–3 |
–1 |
1 |
3 |
3 |
Национальное благосостояние (последние 12 месяцев) |
–14 |
–17 |
–19 |
–25 |
–27 |
–16 |
–19 |
–51 |
–36 |
–29 |
–44 |
–43 |
–40 |
–30 |
–25 |
–27 |
Национальное благосостояние (следующие 12 месяцев) |
–9 |
–11 |
–11 |
–17 |
–13 |
–6 |
–7 |
–20 |
–7 |
5 |
–9 |
–10 |
–7 |
–6 |
–5 |
–6 |
Условия для крупных покупок |
–20 |
–20 |
–19 |
–23 |
–17 |
–14 |
–12 |
–22 |
–39 |
–29 |
–34 |
–34 |
–31 |
–26 |
–27 |
–28 |
Источник: Cint, Росстат, Sberbank Investment Research |