Проверка контрагентов: вы нас не ждали?

| статьи | печать
Проверка контрагентов: вы нас не ждали?
Налоговая проверка — мероприятие для компаний не из приятных. Но возможность появления инспекторов на пороге можно спрогнозировать заранее и подготовиться к встрече. А вот встречную проверку в отношении уплаты налогов контрагентами нельзя предугадать. Она может свалиться буквально как снег на голову и повлечь за собой немало неприятностей.

Встречная проверка

Под встречной проверкой понимается комплекс мероприятий, пре­ду­смот­ренный в ст. 93.1 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что должностное лицо налоговой инспекции, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих до­кумен­тами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента), такие до­кумен­ты или информацию. Потребовать данные у контрагентов налоговики могут также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя или заместителя руководителя налоговой инспекции при назначении дополнительных мероприятий налогового конт­роля.

Кроме того, в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговиков возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налоговой инспекции вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих соответствующей информацией.

Следует отметить, что с этого года возможность «налететь» на встречную проверку увеличилась. Причина тому — появление Федерального закона от 03.07.2016 № 244‑ФЗ, который в бухгалтерском сообществе получил название «закон о налоге на Google». Он ввел обязанность для иностранных компаний, оказывающих электронные услуги физическим лицам в интернете, вставать на учет в российских налоговых органах и платить ­НДС.

В связи с этим были внесены дополнения в п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Согласно им при проведении налоговой проверки в отношении вышеназванных иностранных компаний налоговики вправе, при наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) ­ФНС России, истребовать информацию по операциям, связанным с переводом денежных средств, произведенным в адрес указанной иностранной фирмы:

  • у организации национальной системы платежных карт;

  • операторов по переводу денежных средств;

  • операторов электронных денежных средств;

  • операционных центров;

  • платежных клиринговых центров;

  • центральных платежных клиринговых контрагентов;

  • расчетных центров и операторов ­связи.

«Родная» инспекция

Какого бы партнера компании ни проверяли, общаться она должна только со своей налоговой инспекцией. Как сказано в п. 3 ст. 93.1 НК РФ, налоговая инспекция, которой необходимо получить некие данные, должна направить поручение об истребовании до­кумен­тов или информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в ту налоговую инспекцию, где стоит на учете налогоплательщик, у которого хотят получить информацию.

Форма поручения приведена в приложении 17 к приказу ­ФНС России от 08.05.2015 № ­ММВ-7-2/189@. В нем должны быть указаны в том числе:

  • интересующие налоговиков до­кумен­ты — вид, пе­рио­д составления и т.д.;

  • какая налоговая инспекция должна непосредственно истребовать до­кумен­ты или информацию;

  • требуемая информация (с указанием конкретной сделки, если проверяется сделка);

  • в отношении какого лица требуется информация или до­кумен­ты;

  • конкретное основание для запроса информации или до­кумен­тов.

Таким образом, поручение на проверку приходит от одних налоговиков к другим. Затем на основании п. 4 ст. 93.1 НК РФ в течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета организации должна будет направить ей требование о представлении необходимых данных. Форма требования содержится в приложении 15 к приказу ­ФНС России от 08.05.2015 № ­ММВ-7-2/189@. К требованию прилагается копия вышеупомянутого поручения.

Обратите внимание: если запрос по встречной проверке присылает посторонняя налоговая инспекция (а такое на практике встречается), то это прямое нарушение п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ со стороны налоговиков. Компании следует уведомить свою налоговую инспекцию о произошедшем, чтобы уже «родные» налоговики выясняли, на каком основании подведомственной им компании выставлено требование о предоставлении до­кумен­тов и (или) информации.

Дальше действовать будем мы

Как прописано в п. 5 ст. 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении до­кумен­тов или информации, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает ни до­кумен­тами, ни информацией. Здесь нельзя допус­кать ошибок, иначе организация может быть привлечена к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Согласно данной норме Кодекса за неправомерное несообщение (или даже за несвоевременное сообщение) сведений, которые в соответствии с НК РФ лицо должно было сообщить налоговой инспекции, при отсутствии признаков налогового правонарушения, пре­ду­смот­ренного в ст. 126 НК РФ, пре­ду­смот­рен штраф в размере 5000 руб. А те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Кстати, согласно п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение компании к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, пре­ду­смот­ренной законодательством РФ. В данной ситуации должностные лица налогоплательщика могут понести административную ответственность по ст. 15.6 ­КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб.

Как видите, лучше не игнорировать требования налоговых органов и своевременно сообщить им всю имеющуюся о контрагенте информацию. Заметим, что если налогоплательщик уже представлял копии до­кумен­тов, истребуемые при встречной проверке, в свою инспекцию в рамках выездной или камеральной проверки, то повторно передавать до­кумен­ты не нужно. Основания — п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

Но это правило распространяется только на те до­кумен­ты, которые налогоплательщик предоставлял налоговикам в качестве проверяемого лица. Если до­кумен­ты предоставлялись в рамках встречной проверки, то для них это правило уже не действует.

В ситуации, когда запрошенные информация или до­кумен­ты есть, но налогоплательщик не успевает вовремя предоставить их в налоговую, необходимо на основании п. 5 ст. 93.1 НК РФ подать в налоговую инспекцию уведомление о продлении срока. Главное, чтобы причины отсрочки были достаточно убедительны. Например, в письме ­ФНС России от 02.12.2016 № ЕД-4-2/23040@ была рассмотрена ситуация, когда крупное АО стоит на налоговом учете по мес­ту расположения своих обособленных подразделений, не имеющих самостоя­тельности (в компании принята сис­тема централизованного хранения до­кумен­тации). Местные налоговики требуют предоставить до­кумен­ты по встречным проверкам именно у обособленных подразделений, у которых их просто нет. Чиновники ответили, что данное обстоятельство не может служить причиной для непредставления требуемой до­кумен­тации, но тем не менее это вполне обоснованная причина для продления срока исполнения требования о представлении до­кумен­тов или информации.

Порядок подачи уведомления прописан в п. 3 ст. 93 НК РФ. В этой норме Кодекса сказано, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые до­кумен­ты в срок, налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования, должен письменно уведомить налоговиков о невозможности представления в установленные сроки до­кумен­тов с указанием причин этого и о сроках, в течение которых до­кумен­ты могут быть представлены. Уведомление может быть передано налоговикам:

  • лично;

  • через представителя;

  • по ­ТКС;

  • через личный кабинет налогоплательщика.

А как быть в ситуации, когда у компании в принципе нет запрошенных до­кумен­тов и информации о другой организации? Здесь, как говорится, на нет и суда нет. Налоговый кодекс не пре­дусматривает ответственности за отсутствие сведений о компаниях, которые попали в поле зрения налоговиков. Тем не менее сообщить налоговикам об отсутствии затребованных до­кумен­тов обязательно нужно. Ведь в п. 5 ст. 93.1 НК РФ четко сказано, что лицо, получившее требовании о представлении до­кумен­тов (информации), или исполняет его в течение пяти дней со дня получения, или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми до­кумен­тами (информацией).

Да, есть постановление ­ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2011 по делу № А42-1789/2011, где суд решил, что ответственность за несообщение об отсутствии истребованных до­кумен­тов в Налоговом кодексе не пре­ду­смот­рена. Однако в постановлении ­ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 по делу № А56-34525/2011 судьи посчитали, что отсутствие сообщения налоговикам в пятидневный срок об отсутствии у налогоплательщика до­кумен­тов по встречной проверке карается по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Сдаем заверенные копии

Хорошо, если налоговикам понадобится пара десятков до­кумен­тов — предоставить их особого труда не составит. Но не так уж и редко бывает, что чиновники при встречной проверке требуют целые тома первички. И вот тут возникает реальная проблема.

Дело в том, что налоговики могут потребовать предоставить копии всех этих до­кумен­тов к себе в инспекцию. Можно ли облегчить себе работу и заверить не отдельно каждую копию до­кумен­та, а, например, сразу всю подшивку до­кумен­тов?

В письме от 07.08.2014 № 03-02‑РЗ/39142 специалисты Минфина России сообщили, что в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ требуемые налоговиками до­кумен­ты представляются налогоплательщиком в налоговую инспекцию в виде заверенных проверяемым лицом копий. В соответствии с подп. 23 и 25 п. 3.1 Национального стандарта РФ ­ГОСТ Р 7.0.8—2013 (утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185‑ст) копией до­кумен­та является экземпляр до­кумен­та, полностью воспроизводящий информацию подлинника. А на заверенную копию проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (п. 3.26 Государственного стандарта РФ ­ГОСТ Р 6.30—2003, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65‑ст).

Таким образом, по мнению финансистов, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных до­кумен­тов:

  • заверение каждого отдельного листа копии до­кумен­та;

  • прошивка многостраничного до­кумен­та и заверение его в целом.

При этом чиновники рекомендовали представлять требуемые до­кумен­ты с сопроводительным письмом и соответствующей описью.

Отметим, что письмом ­ФНС России от 29.08.2014 № АС-4-2/17341 данные разъяснения были доведены до всех налоговиков как руководство к действию.

В письме Минфина России от 29.10.2014 № 03‑02‑07/1/54849 чиновники вновь напомнили о понятии «заверенная копия до­кумен­та». При этом они указали, что Налоговым кодексом не пре­ду­смот­рено представление в налоговую инспекцию подшивки до­кумен­тов, заверенной на обороте пос­леднего листа пос­леднего до­кумен­та.

В постановлении ­ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А41/11390–09 по делу № А41-18214/08 судьи признали правомерным требование налоговиков о заверении каждого предоставляемого до­кумен­та отдельно. При этом решение суда поддержал ­ВАС РФ в Определении от 17.02.2010 № ­ВАС-946/10.

В письме Минфина России от 29.10.2015 № 03-02‑РЗ/62336 чиновники снова дали маленькую инструкцию, как правильно сделать сшив. Но она скорее относится к представлению копий многостраничных до­кумен­тов, а вот каждый отдельный первичный до­кумен­т нужно все‑таки заверять отдельно, и их заверение сшивкой не допускается.

Список без ограничений

Какие до­кумен­ты могут требовать предоставить налоговики? Да практически любые. И спорить с этим довольно рис­кованно. Дело в том, что есть постановление ­ФАС Московского округа от 09.09.2013 № А40-149427/12‑140‑1074, где судьи, к сожалению, решили, что налоговики могут истребовать любые до­кумен­ты, в том числе даже не пре­ду­смот­ренные налоговым и бухгалтерским законодательством. И если налоговики смогут убедительно объяснить суду, что данный до­кумен­т необходим для проверки правильности исчисления налогов, то компания может пострадать.

Правда, если организация сможет доказать, что этот до­кумен­т для правильного исчисления налогов не нужен, то откажут уже налоговикам (см., например, постановления АС Московского округа от 09.02.2015 по делу № А40-32972/14 и ­ФАС Поволжского округа от 19.09.2013 № А55-31523/2012).

В электронном виде или на бумаге?

Из письма ­ФНС России от 03.11.2016 № ЕД-4-15/21002 можно сделать вывод, что даже интернет-продвинутым компаниям при встречной проверке во многих случаях не удастся избежать волокиты с составлением бумажных копий.

На сегодняшний день возможность представления до­кумен­тов в xml-формате установлена только для следующих до­кумен­тов:

  • счетов-фактур, в том числе корректировочных (приказ ­ФНС России от 04.03.2015 № ­ММВ-7-6/93@);

  • журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (приказ ­ФНС России от 04.03.2015 № ­ММВ-7-6/93@);

  • универсального передаточного до­кумен­та (приказ ­ФНС России от 24.03.2016 № ­ММВ-7-15/155@);

  • книги покупок и книги продаж, в том числе дополнительных листов к ним (приказ ­ФНС России от 04.03.2015 № ­ММВ-7-6/93@);

  • товарной накладной по форме ТОРГ-12 (приказ ­ФНС России от 21.03.2012 № ­ММВ-7-6/172@);

  • актов приемки-сдачи работ (услуг) (приказ ­ФНС России от 21.03.2012 № ­ММВ-7-6/172@);

  • о передаче товаров при торговых операциях (приказ ­ФНС России от 30.11.2015 № ­ММВ-7-10/551@);

  • о передаче результатов работ (до­кумен­т об оказании услуг) (приказ ­ФНС России от 30.11.15 № ­ММВ-7-10/552@).

Приказом ­ФНС России от 29.06.2012 № ­ММВ-7-6/465@ утвержден формат описи до­кумен­тов, направляемых в налоговую инспекцию в электронном виде по ­ТКС, который включает и форматы до­кумен­тов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов. Возможность представления до­кумен­тов в виде сканированных копий установлена для следующих до­кумен­тов:

  • до­гово­ра (соглашения, контракта), в том числе дополнений (изменений);

  • спецификации (калькуляции, расчета) цены (стоимости);

  • акта приемки-сдачи работ (услуг);

  • счета-фактуры, в том числе корректировочного;

  • товарно-транспортной накладной;

  • товарной накладной (­ТОРГ-12);

  • грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, в том числе добавочных листов к ним.

Сейчас указанный перечень до­кумен­тов является исчерпывающим. Все остальное придется предъявлять налоговикам в бумажном виде.

Проблемы с третьими лицами

Согласно позиции Минфина России, выраженной в письме от 10.05.2012 № 03‑02‑07/1–116, налоговая инспекция вправе истребовать до­кумен­ты, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не только у его контрагента, но и у любого третьего лица, даже если никаких отношений между ними не было.

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговиков возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то инспекция вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Чиновники посчитали, что условиями реализации права инспекции на истребование до­кумен­тов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ является наличие у любого третьего лица, а не только у контрагента, до­кумен­тов или информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, а точнее, конкретной сделки. При этом возмещение расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с представлением в инспекцию истребуемых до­кумен­тов, в НК РФ не пре­ду­смот­рено, вне зависимости от объема запрошенной до­кумен­тации.

Иначе говоря, если налоговики проверяют компанию Х, у нее есть сделки с компанией Y, а у компании Y были сделки с компанией Z, то чиновники считают возможным требовать некие до­кумен­ты и информацию у компании Z в отношении компании Y.

Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 15.12.2016 № 03‑02‑07/1/75250.

В своих рассуждениях чиновники опираются на арбит­раж­ную практику. Так, в постановлениях ­ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2011 № Ф03-6104/2011 и Московского округа от 22.07.2011 № КА-А40/7621–11 суды встали на сторону налоговиков. Они решили, что налоговые органы вправе потребовать у компании, не являю­щейся контрагентом проверяемого налогоплательщика, до­кумен­ты о ее деятельности с другими организациями, если они имеют отношение к предмету налоговой проверки, с целью пос­ледующего сопоставления их сведений с данными, отраженными в до­кумен­тах самого проверяемого.

Но если затребованные до­кумен­ты никак не касаются деятельности проверяемого лица, а касаются, как в нашем примере, отношений только организаций Y и Z, то суды поддержат налогоплательщика (см., например, постановление ­ФАС Поволжского округа от 02.08.2011 № А65-18729/2010).

Следует обратить особое внимание на выводы, содержащиеся в Определении ВС РФ от 20.02.2015 № 305‑КГ14–7282. В нем суд решил, что налоговики имеют право при проведении проверки требовать до­кумен­ты у всей цепочки контрагентов. Арбитры исходили из того, что положения ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования до­кумен­тов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование до­кумен­тов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у пос­ледующих организаций — контрагентов второго, третьего и пос­ледующего звена.

Например, если компания Х продала товар компании Y, компания Y продала товар компании Z, компания Z продала товар компании W, то при проверке налоговиками компании X они имеют право затребовать до­кумен­ты и информацию по данной продаже у компаний Y, Z и W.

Так что по существу сейчас с налоговиками спорить очень трудно. Для защиты компаниям приходится искать формальные основания, и иногда это получается. Так, в постановлении АС Московского округа от 06.06.2016 по делу № А41-44418/2015 суд отказал налоговикам в привлечении организации к ответственности. Как указали арбит­ры при рассмотрении дела по существу, в соответствии с положениями п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговиками при истребовании до­кумен­тов или информации в требовании и поручении должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки запрашиваемых у налогоплательщика до­кумен­тов. Однако в материалах дела соответствующее поручение отсутствовало. Сведения о вручении поручения совместно с требованием налоговики не представили.

Кроме того, информации о том, в рамках какого мероприятия налогового конт­роля возникла необходимость в предоставлении истребуемых до­кумен­тов или хотя бы относительно какой конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку, в требовании не оказалось.

А так как компания не является ни проверяемым налогоплательщиком, ни контрагентом проверяемого налогоплательщика, то суды признали, что требование налоговой инспекции о предоставлении до­кумен­тов не соответствует ст. 93.1 НК РФ, которая предполагает возможность истребования до­кумен­тов у лиц, ими располагаю­щих, и только тех, которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.

Как видите, налоговики проиграли дело, но только потому, что не смогли внятно объяснить ни что именно им нужно, ни на каком основании.

читайте также