В Госдуму поступил проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании ими юридической помощи в уголовном судопроизводстве.
В целях устранения формальных препятствий для вступления адвоката в уголовное дело и исключения практики использования разрешительного порядка его допуска к участию в деле проектом федерального закона в ст. 49 УПК РФ вносятся изменения, согласно которым адвокат вступает в уголовное дело (а не допускается к участию в уголовном деле) и обладает всеми процессуальными правами с момента вступления в дело.
Предлагаемый подход согласуется с правовой позицией КС РФ, указавшего, что закон не предполагает никакого разрешения следователя на этот счет, что одно только предъявление удостоверения адвоката и ордера, подтверждающего заключенное с ним соглашение о защите, является безусловно достаточным для реализации полномочий защитника и что иное противоречило бы принципу состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты (Постановление КС РФ от 25.10.2001 № 14-П).
Кроме того, ч. 3 и 4 ст. 50 УПК РФ дополняются положениями, обязывающими органы предварительного расследования и суд учитывать принятый адвокатской палатой порядок участия адвоката в уголовных делах в качестве защитника по назначению. Это позволит избежать ситуаций, когда органами предварительного расследования игнорируются решения органов адвокатского самоуправления и назначаются адвокаты для участия в уголовных делах вопреки интересам подозреваемых и обвиняемых.
Проектом федерального закона в ст. 56 УПК РФ вносится изменение, исключающее возможность привлечения в качестве свидетелей по делу лиц, в том числе адвокатов, которые обладают свидетельским иммунитетом и не подлежат допросу в соответствии с ч. 3 этой статьи. Согласно проекту федерального закона ст. 58 УПК РФ дополняется положением о том, что стороне защиты не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в производстве по уголовному делу специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
В целях обеспечения гарантий равноправия сторон обвинения и защиты в доказывании предлагается дополнить ст. 159 УПК РФ положением, согласно которому участникам уголовного судопроизводства не может быть отказано в удовлетворении ходатайства не только о производстве следственных действий, но и о приобщении к материалам уголовного дела доказательств, если обстоятельства, об установлении которых ходатайствуют указанные лица, имеют значение для данного уголовного дела и подтверждаются этими доказательствами. Кроме того, предусматривается дополнить названную статью положением об обязанности органов предварительного расследования гарантировать защитнику участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству подозреваемого или обвиняемого.
Во избежание произвольного применения положений УПК РФ о недопустимости разглашения данных предварительного расследования и использования этих положений в целях воспрепятствования деятельности адвокатов по защите законных интересов их доверителей предлагается новая редакция ст. 161 УПК РФ, конкретизирующая правила сохранения тайны следствия.
Конфиденциальность отношений адвоката и его поручителя является необходимым условием реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с Конституцией РФ. В Постановлении КС РФ от 17.12.2015 № 33-П сформулирован ряд минимально необходимых требований к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении адвоката отдельных следственных действий. В частности, обыск у адвоката может быть произведен только на основании судебного решения, в котором должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска, изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо, недопустимы также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов адвокатского досье. Указанные требования предлагается закрепить в новой ст. 450¹ УПК РФ «Особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката».
По мнению разработчиков проекта, поправки позволят повысить конституционные гарантии прав граждан на защиту от обвинения и на квалифицированную юридическую помощь, а также процессуальные гарантии независимости адвоката.