Бесплатная юридическая помощь, обеспечение конфиденциальности сведений, защита от неправомерного увольнения или иного ущемления прав и законных интересов — эти и другие меры защиты предлагается обеспечивать лицам, сообщившим о совершении коррупционного правонарушения. Соответствующие поправки в законодательство содержатся в законопроекте, разработанном Минтрудом России.
На портале www.regulation.gov.ru до 22 февраля проходит общественное обсуждение законопроекта «О внесении дополнения в Федеральный закон „О противодействии коррупции“ (в части защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях)». В пояснительной записке к документу указано, что реализация законопроекта имеет целью обеспечение защиты лиц, сообщивших в интересах общества информацию о незаконной деятельности внутри государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, включая государственные корпорации, государственные внебюджетные фонды, государственные предприятия, учреждения, частные предприятия, общественные организации и иные, от негативных последствий, в частности ущемления их прав и законных интересов, связанных с таким сообщением.
По мнению разработчиков документа, законодательное закрепление комплекса мер защиты лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, позволит не допустить его неправомерного преследования, ущемления его прав и законных интересов. К таким мерам, в частности, относятся обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в сообщении, возможность получения бесплатной юридической помощи, а также защита от неправомерного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности и иных ущемлений прав и законных интересов лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, в рамках исполнения должностных обязанностей или осуществления полномочий. Также в качестве меры защиты предусмотрен особый порядок рассмотрения вопроса о применении дисциплинарных взысканий или увольнении лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, и обязательное представление прокурору результатов их рассмотрения.
Перечисленные меры защиты не будут распространяться на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения и подлежащих в связи с этим привлечению к ответственности.
Коррупционные преступления возможны и в частном секторе
К числу коррупционных преступлений, помимо «классического» взяточничества (ст. 290—291.2 УК РФ), относятся также злоупотребление полномочиями (ст. 201, 202, 285 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204—204.2 УК РФ) или иное незаконное использование физическим лицом, в том числе от имени или в интересах юридического лица, своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции», далее — Закон № 273‑ФЗ). Стоит подчеркнуть, что коррупционные преступления могут совершаться не только в сфере государственной или муниципальной службы, но и в частном секторе (например, коммерческий подкуп). В связи с этим круг лиц, сообщивших о совершенных преступлениях и нуждающихся в связи с этим в дополнительных мерах защиты, довольно широкий.
Помимо преступлений, влекущих уголовно-правовую ответственность, можно говорить также о правонарушениях коррупционной направленности, за которые нарушителям грозит административная или дисциплинарная ответственность. Перечня составов таких правонарушений в законодательстве нет, но исходя из признаков коррупционных правонарушений, к ним можно отнести, например, ст. 5.45, 19.28 КоАП РФ и др.
Персональные данные «доносчика» под защитой
Законопроектом предлагается дополнить Закон № 273‑ФЗ новой ст. 9.1 «Сообщения о коррупционных правонарушениях и меры защиты сообщивших лиц». Ее положения должны будут распространяться на любых лиц, сообщивших о совершенном коррупционном правонарушении представителю нанимателя (работодателю), органам прокуратуры либо правоохранительным органам, кроме тех, на кого эта обязанность возложена законом. К последним относятся государственные или муниципальные служащие — они обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких‑либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Закона № 273‑ФЗ).
После получения сообщения о правонарушении представитель нанимателя (работодатель), органы прокуратуры либо правоохранительные органы обязаны будут принять меры по поступившему сообщению в установленном законом порядке, а сообщившее о правонарушении лицо находится под защитой государства (п. 3 ст. 9.1 Закона № 273‑ФЗ в ред. законопроекта). Под защиту также попадут лица, осуществляющие содействие в противодействии коррупции. Понятие содействия включает сообщения о дополнительных значимых фактах совершения коррупционного правонарушения, предоставление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение, или иное содействие, которое впоследствии имело значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения, за которое предусмотрена уголовная (административная) ответственность.
К мерам защиты перечисленных лиц относятся обеспечение конфиденциальности сведений о них, а также сведений, содержащихся в сообщении, оказание бесплатной юридической помощи, а также защита от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав и законных интересов лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, в рамках исполнения им должностных (трудовых) обязанностей и (или) осуществления полномочий. Конфиденциальность сведений должен обеспечить наниматель (работодатель), уполномоченные им должностные лица, а также лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь, адвокаты и иные лица, которым стали известны указанные сведения. Персональные данные лица, сообщившего о коррупционном правонарушении, могут быть обнародованы только с его согласия (п. 5 ст. 9.1 Закона № 273‑ФЗ в ред. законопроекта). Бесплатная юридическая помощь предусмотрена для лиц, располагающих информацией о коррупционном правонарушении, в целях подготовки сообщения о коррупционном правонарушении, а также в случаях ущемления прав и законных интересов этих лиц в связи с таким сообщением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.11.2011 № 324‑ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Увольнение с участием прокурора
Для предотвращения незаконного увольнения или применения мер ответственности к лицам, сообщившим о совершении коррупционного правонарушения, в связи с таким сообщением Минтруд России предлагает предусмотреть особую процедуру решения вопроса об увольнении и привлечении этих лиц к ответственности. Законопроектом запрещается ущемление прав и законных интересов таких лиц, в частности, касающееся режима служебного времени и времени, порядка и условий предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, условий оплаты труда и т.д.
Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, может быть уволено, переведено (перемещено) на иную должность по инициативе представителя нанимателя (работодателя), привлечено к дисциплинарной ответственности в случае совершения этим лицом в течение трех лет после указанного сообщения дисциплинарного проступка только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) либо на заседании образованного в организации коллегиального органа по противодействию коррупции в случае, когда образование в организации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) не предусмотрено. В таком заседании может принимать участие прокурор.
Бремя доказывания того, что действия, принятые в ущерб лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, не зависят от сделанного им сообщения, лежит на представителе нанимателя (работодателе).