Организация является судоходной компанией. Суда работают под флагом Российской Федерации и приписаны к порту г. Холмска Сахалинской области (регион, приравненный к районам Крайнего Севера), где установлен районный коэффициент (РК) 1,6. В июле судно работало: в районе, где действует РК 1,8, – 7 дней; в районе, где действует РК 2,0, – 11 дней. В трудовых договорах плавсостава зафиксирован районный коэффициент 1,6 по порту приписки судна. Какие коэффициенты применять при расчете заработной платы плавсостава: по фактическому местонахождению судна или по порту приписки?
О. Лотман, г. Холмск
Ответ. На основании ст. 29, 33 и 35 Кодекса торгового мореплавания РФ судно приобретает право плавания под Государственным флагом РФ с момента регистрации в Государственном судовом реестре в одном из морских торговых портов РФ, при проведении которой определяется район его плавания и выдаются соответствующие основные документы.
Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч. 1 ст. 130 ГК РФ, ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ, Правила регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденные Приказом Министерства транспорта России от 09.12.2010 № 277) (далее – Правила). На основании этих же Правил определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна (Определение Московского городского суда от 13.10.2014 № 4г/1-8797, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 27.05.2015 № 33-1431-2015).
Таким образом, законодательно закреплено, что территориальная принадлежность судна определяется по порту приписки конкретного судна, являющегося местом выполнения трудовых обязанностей членов его экипажа. С учетом сложившейся судебной практики районные коэффициенты при расчете заработной платы плавсостава, находящегося в плавании, определяются месторасположением порта приписки судна.