Инвестиционная компания «Атон» обнародовала результаты опроса зарубежных инвесторов в российские активы. Основное внимание было уделено нефтегазовому сектору и в первую очередь — цене нефти. По данным опроса, инвесторы считают риск снижения цены нефти в 1-м полугодии 2017 г. ограниченным, а вот 2-е полугодие вызывает обеспокоенность о том, будет ли продлено соглашение о сокращении добычи.
Большинство опрошенных не считают вероятность продления ограничений высокой: Саудовская Аравия обычно защищала свое положение на рынке и может вернуться к этой стратегии, а значит, отказаться от замораживания добычи, из-за которой они уступают свою долю рынка США, где уже наблюдается активное восстановление сланцевой добычи.
Есть и противоположное мнение: Саудовская Аравия находится не в лучшей бюджетной форме, золотовалютные резервы тают. Другие члены ОПЕК сталкиваются с еще более серьезными проблемами, так что они будут более сговорчивыми.
Еще один фактор поддержки, считают инвесторы, — дефицит инвестиций в 2014—2016 гг., который частично сгладит рост предложения со стороны сланцевых производителей США. Один из опрошенных инвесторов, управляющий фондом в Северной Европе, выразил тревогу в отношении спроса на нефть: экономика его страны выросла в прошлом году приблизительно на 5%, но потребление нефти заметно упало, в основном за счет роста использования электромобилей.
Большинство инвесторов ожидают, что цена барреля нефти сорта брент будет находиться в диапазоне 50—55 долл.
Акции «Роснефти» есть в портфелях большинства респондентов «Атона», а объясняют они это тем, что международные санкции против России могут быть смягчены, и «Роснефть» станет главным бенефициаром этого события. В то же время только несколько управляющих фондов верят в изменения в антироссийских санкциях.
Большинство инвесторов не могут понять логики недавних зарубежных инвестиций̆ «Роснефти» — в Essar Oil и месторождение Zohr.
Акции «Лукойла» традиционно имеют очень высокую долю в портфелях европейских инвесторов, благодаря дивидендам и их ежегодному повышению; это единственная нефтяная компания в России, которая начала снижать капитальные затраты; также она скорее ориентирована на добычу наиболее рентабельной нефти, нежели одержима ростом физических объемов. Инвесторам, однако, не нравится риск возможного повышения капитальных затрат, если интересы компании на зарубежных рынках (в Иране и Мексике) материализуются, особенно учитывая не очень впечатляющий опыт «Лукойла» в зарубежных проектах.
Мало кто из инвесторов считает, что акции «Газпрома» принесут что-либо, кроме дивидендов, — хотя эти акции есть почти у всех; шансы получить на дивиденды 50% от прибыли, как это диктуется правительством, по общей оценке, очень низки. Большинство инвесторов, правда, считают, что позиции «Газпрома» на европейском газовом рынке прочны: СПГ из США еще не достиг европейских берегов, так что этот риск следует считать долгосрочным.
Инвесторы предсказывают благоприятный для финансовых показателей «Газпрома» год, чем был 2016 г., когда цены на газ достигли дна. «Роснефть», оспаривающая монополию «Газпрома» на экспорт, считается еще одним долгосрочным риском.
Вся известная информация по «Новатэку» уже учтена в цене его акций, и есть всего два потенциальных катализатора: 1) презентация долгосрочной стратегии компании, проясняющая будущие планы роста «Новатэка», включая его СПГ-проекты; 2) своевременный запуск первой очереди проекта «Ямал СПГ» в IV квартале 2017 г.
«Газпром нефть» — любимая компания инвесторов, она показывает самый быстрый рост в российском нефтегазовом секторе, у нее высокие шансы на рост дивидендов, это высокоэффективная и прозрачная компания, извлекающая выгоду из своего масштабного портфеля гринфилдов. Однако низкая ликвидность акций и ограниченный free float по-прежнему являются большими проблемами.
Сектор электроэнергетики вызывал большие дискуссии у инвесторов, опрошенных «Атоном». Ориентированные на Россию скандинавские фонды инвестировали в этот сектор в прошлом году, и сохранят тот же размер позиций в 2017 г., переключая свое внимание на более мелкие компании, которые отстали от ралли. Глобальные фонды полностью пропустили ралли в секторе, и пытаются понять, остался ли еще у него потенциал роста, и стоит ли им в него инвестировать. Для многих российский сектор электроэнергетики остаются слишком сложным: он зарегулирован, высок риск вмешательства правительства и наличие игроков с большим административным ресурсом. Сектор плохо представлен в мировых индексах, таких как MSCI Russia или MSCI Russia 10/40, после роста рыночной капитализации сектор, несомненно, набирает вес, и другие компании имеют хорошие шансы присоединиться к «Русгидро» и «Интер РАО» в индексах MSCI в перспективе, считают инвесторы.
Акции «Русгидро» отстали от аналогов в прошлом году, однако, отмечают инвесторы, сделка с ВТБ скоро будет завершена, то есть фактор новой эмиссии акций уже не актуален, и перспективы дивидендных выплат представляются привлекательными. Структура сделки с ВТБ выглядит положительно, поскольку она стимулирует «Русгидро» платить высокие дивиденды, устанавливая что-то типа нижнего предела в 1,0 руб. на акцию (цена размещения для ВТБ) и ограничивая, таким образом, потенциал снижения. Осуществленные новым руководством улучшения в эффективности были замечены и оценены, и многие инвесторы уже имеют акции компании в своих портфелях. «РАО ЭС» Востока остается ложкой дегтя в этой истории, и представляет существенный риск для инвестиционного профиля.
«Интер РАО» — прошлогодний лидер роста в секторе электроэнергетики. Фонды, ориентированные на Россию, продолжают держать акции компании, но частично сократили свои позиции. Большинство сходятся во мнении, что потенциал роста неочевиден, хотя акции компании по-прежнему выглядят привлекательно с точки зрения оценки. Самый популярный вопрос — что компания будет делать со своим феноменальным свободным денежным потоком: если он не пойдет на выплату высоких дивидендов, единственная альтернатива — сделки M&A, очень вероятно, что в пределах России. Покупка «Энел России» могла бы стать позитивным катализатором для акции, другие инвестиции были бы достаточно сомнительными.
Много вопросов инвесторов вызывают генерирующие компании «Газпрома» и особенно «Мосэнерго». После ралли в конце 2016 г., которое продолжилось и в этом году, инвесторы хотели понять перспективы. Самое распространенное мнение: акции всех газпромовских энергетических компаний растут исключительно на ожиданиях перехода на единую акцию. Некоторые управляющие фондов, правда, считают такой сценарий маловероятным: акционеры, имеющие блокирующие пакеты ТГК-1 и «Мосэнерго» (Fortum и правительство Москвы, соответственно), вряд ли с радостью воспримут переход на единую акцию. Этот вопрос еще не решен и остается основным препятствием для возможной консолидации «Газпром энергохолдинга» с переходом на единую акцию перед первичным размещением.