С февраля нынешнего года регистрация контрольно-кассовой техники для большинства розничных компаний возможна лишь в новом порядке, определенном Федеральным законом № 290-ФЗ. В результате налоговики получают сведения обо всех покупках в режиме онлайн, а бизнес вынужден оплачивать дополнительные расходы на приобретение и работу новой техники.
Введение Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 54-ФЗ „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» должно упростить систему финансового учета в компаниях и взаимодействие с фискальными органами. Ранее расчеты хранились в памяти кассового аппарата и передавались раз в год в налоговый орган на физическом носителе. Теперь — каждый расчет автоматически в момент его совершения передается на сервер ФНС России.
Закон распространяется практически на всех участников потребительского рынка, осуществляющих расчеты с населением на территории страны. Это сетевой и несетевой ретейл различных форматов, кафе, рестораны, гостиницы, салоны красоты, аптеки, АЗС, автосервисы и другие организации.
Исключения сделаны для индивидуальных предпринимателей, занимающихся бытовыми услугами, разносной торговлей, продажей мороженого, газет, работающих на рынках и ярмарках. Особые условия предусмотрены и для тех, кто находится на удаленных территориях, где отсутствует интернет.
Розничные предприятия сейчас заменяют или модернизируют свою контрольно-кассовую технику (ККТ), а также устанавливают на нее специальное программное обеспечение (ПО). Передача данных осуществляется через специальный облачный сервер — оператора фискальных данных (ОФД).
Несмотря на благие цели, практическое внедрение нового порядка регистрации и применения ККТ создает немало «головных болей» предпринимателям. Весь процесс, от регистрации до приобретения кассовой техники, обходится бизнесу, по оценке вице-президента ТПП РФ Елены Дыбовой, данной на круглом столе, посвященном этой теме, от 58 000 до 70 000 руб. Стоимость же контрольно-кассового устройства в среднем составляет не менее 30 000 руб.
Недовольство предпринимателей вызывает, по словам замдиректора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимира Ионкина, дороговизна (около 1 руб.) онлайн-оповещения каждого покупателя с помощью СМС-сообщения, что, кстати, в два раза больше, чем для банков, предоставляющих аналогичную услугу.
Дополнительные трудности могут возникнуть у предпринимателей в результате возможного роста цен на кассовое оборудование из-за монополизма его производителей, что ляжет очередным бременем на бизнес. Кроме того, слишком длительными являются сроки поставки новых кассовых аппаратов: сейчас они составляют порядка 45 суток.
Для облегчения перехода розничных компаний на новые условия работы ККТ необходимо уточнить, по словам замдиректора Национальной ассоциации сетевой торговли Лии Ливенбук, методические рекомендации по механизму регистрации кассовой техники и разместить их на сайте ФНС России, а также функционал отправки электронного чека оператору фискальных данных. Нужно определиться с механизмом работы с возможными жалобами как продавцов, так и покупателей.
Предложения отраслевых ассоциаций торговли поддерживает Торгово-промышленная палата России. Целесообразно, по мнению Е. Дыбовой, детально определить механизм передачи онлайн-чеков и их стоимость, выработать алгоритм взаимодействия с центрами технического обслуживания (ЦТО) ККТ, а также оптимизировать тарифы на предоставление интернета для участников сетевой торговли.
Очень важно значительно уменьшить количество отчетности в связи с новым порядком применения ККТ. Ведь одним из аргументов за введение нового порядка работы контрольно-кассовой техники было упрощение и сокращение процедур отчетности розничных компаний. Вместе с тем предполагалось снижение проверок налоговыми органами, которые будут получать информацию в режиме онлайн. Хотелось бы увидеть все эти позитивные для бизнеса нововведения на практике.