Законодательство о госзакупках предусматривает определенные критерии для выбора поставщика в зависимости от способа его определения. В частности, для запроса котировок главным критерием оценки заявок является предлагаемая цена контракта. И, поскольку в законе не установлено иное, такая цена может быть равна нулю (Определение ВС РФ от 09.02.2017 № 305-КГ16-15387 по делу № А40-180322/2015).
Суть дела
Государственная фельдъегерская служба РФ (далее — заказчик) разместила на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по реализации высвобождаемого движимого имущества, находящегося в оперативном управлении заказчика и его территориальных органов. К участию в запросе котировок было допущено четыре заявки, две из которых содержали предложение о цене контракта, равной 0 руб.
По результатам оценки заявок комиссией по закупкам победителем запроса котировок было признано общество с ограниченной ответственностью с ценовым предложением 0 руб. 00 коп. Другой участник котировки обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, с просьбой о приостановлении размещения закупки до рассмотрения вопроса по существу жалобы, а также о вынесении предписания об устранении допущенных нарушений путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и о возложении на заказчика обязанности повторно провести процедуру рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок признала жалобу обоснованной, в действиях заказчика признала наличие нарушений, которые предписала устранить. Заказчик обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения ФАС России.
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный, и кассационный суды пришли к выводу, что решение антимонопольного органа было принято без каких-либо нарушений.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) под запросом котировок понимает способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых товарах (работах или услугах) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Если заявки на участие в котировке не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении котировки, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены обязательные документы и информация, то котировочная комиссия такие заявки не рассматривает и отклоняет. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается. Победителем запроса котировок признается участник, подавший заявку, соответствующую всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.
Суды исходили из того, что государственный контракт по запросу котировок является возмездным и предполагает оплату услуг исполнителю. Соответственно, цена является существенным условием такого контракта, и предложение, содержащееся в котировочной заявке победителя запроса котировок, не может быть оценено, поскольку заключить его по цене 0 руб. 00 коп. невозможно. Действия такого участника размещения заказа следует рассматривать как подачу котировочной заявки без цены, что не соответствует требованиям, установленным законом. Такая заявка не подлежала оценке комиссией по закупкам. Кроме того, суды указали, что цена контракта 0 руб. характеризует контракт как безвозмездный и не соответствует целям и задачам размещения государственного или муниципального заказа, поскольку данное предложение не будет соразмерно тем минимальным затратам, которые фактически понесет победитель.
Позиция ВС РФ
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с выводами нижестоящих судов, отменила принятые по делу акты, а кассационную жалобу удовлетворила.
Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. При этом закон требует, чтобы конкуренция при осуществлении закупок была основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, запрещается. Для реализации указанных целей Закон № 44-ФЗ предусматривает конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к числу которых отнесен и запрос котировок.
Победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Таким образом, при выборе победителя запроса котировок не оцениваются возмездность договора, экономическая обоснованность предложений о цене участников закупки, а сравниваются исключительно цифровые значения предложений о цене. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на указание в котировочной заявке на безвозмездность оказания услуг (выполнения работ), являющихся предметом запроса котировок, и это не является основанием для отклонения заказчиком данной заявки. Такой вывод согласуется с принципами контрактной системы в сфере закупок, направленными в первую очередь на эффективность и результативность закупок для государственных и муниципальных нужд. Предложение участником закупки, проводимой путем запроса котировок, цены контракта 0,00 руб. не ограничивает конкуренцию, поскольку не препятствует и иным участникам запроса котировок предложить аналогичные условия для заключения контракта. Поэтому ВС РФ посчитал несостоятельной ссылку судов на недопустимость заключения сторонами безвозмездных договоров в рамках Закона №44-ФЗ.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что договоры, по умолчанию, предполагаются возмездными, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Закон о контрактной системе устанавливает правила определения поставщиков применительно к различным способам проведения закупки. В отличие от положений данного Закона, содержащих порядок проведения электронного аукциона, при котором участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное нулю, положения закона о проведении запроса котировок такого запрета не содержат. Следовательно, в контракте должно содержаться условие о том, какова плата по договору, что не исключает условие о том, что цена составляет 0,00 руб.
Таким образом, поскольку указание в котировочной заявке на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом закупки, не нарушает требований действующего законодательства о контрактной системе, а также не является основанием для отклонения котировочной комиссией такой заявки, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного заказчиком требования.