В Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поступил инициированный группой депутатов законопроект, позволяющий распространить послабления в сфере госзакупок, предоставленные учреждениям культуры и образования, и на медицинские учреждения.
В проекте предложено предоставить медицинским организациям право осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. при общем годовом объеме таких закупок не более 50% от совокупного годового объема закупок заказчика и не более 20 млн руб.
Авторы законопроекта пояснили, что при всем желании медицина не может уложиться в рамки действующей системы госзакупок. Одно дело покупать автомобили и оборудование, и совсем другое – медицинские препараты и изделия, которые должны учитывать индивидуальные особенности пациента. Например, стенты, используемые при инфарктах миокарда.
При закупке мебели, питания, базового оборудования стандартные торги и аукционы вполне приемлемы. Но необходим перечень препаратов, изделий и материалов, которые можно будет приобретать, минуя конкурсы.
Внести изменения в систему госзакупок инициаторов законопроекта побудили проблемы, с которыми сталкиваются в медицине. Так, довольно часто возникает потребность быстрых закупок, потому что заранее все предусмотреть невозможно. Например, при переломе можно гвоздь поставить, можно пластину, спицу, можно аппарат Илизарова. Объявлять конкурс поздно: больной уже лежит, время не ждет. А заблаговременная закупка таких изделий и редких лекарств приводит к затовариванию складов и последующему списанию препаратов в связи с истечением срока годности, а значит, к новым расходам.
Проблема срока годности характерна и для обычных лекарств. На конкурсы нередко выставляют препараты, срок годности которых вот-вот истечет. Но именно эти компании и побеждают, поскольку предлагают самую низкую цену. Потребность в том, чтобы повысить с 100 тыс. до 400 тыс. руб. максимальную планку закупок у единственного поставщика, возросла в связи с укрупнением больниц. Юридических лиц стало значительно меньше – аргументировали депутаты. Поликлиники, участковые больницы, врачебные амбулатории теперь входят в структуру ЦРБ. И теперь только ЦРБ как юридическое лицо может осуществлять закупки.
Систему госзакупок критикуют давно. Процедура очень громоздкая. Требуется большое число бумаг, заявок. В то же время закон ничего не гарантирует. Задача экономии бюджетных средств не достигается, наоборот, несостоявшиеся торги, сорванные контракты, судебные тяжбы – все это зачастую требует дополнительных расходов, отмечают авторы проекта.