Либерализация корпоративного законодательства

| статьи | печать

Важнейшим элементом данных изменений в законодательстве с 1 января 2017 года является либерализация положений о предварительном одобрении сделок.

Обычная, но загадочная

До 1 января 2017 года одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью требовало от участников обществ значительных усилий. Требовалось собрать значительный объем документов для предварительного одобрения таких сделок, созвать и провести собрание и т. д. Но при этом основная идея данного института – контроль за деятельностью генеральных директоров обществ – стала нивелироваться громоздкостью конструкций данных одобрений.

Изменения, вступившие в силу 1 января 2017 года, переносят регулирование данного института из плоскости сложного предварительного одобрения в плоскость признания сделок недействительными как совершенными в ущерб интересам юридического лица.

При этом законодатель смещает акцент с формального критерия – 25% балансовой стоимости – на критерий «обычная хозяйственная деятельность». Однако четкого определения в законе, что же в действительности понимается под термином «обычная хозяйственная деятельность», нет.

Вместе с тем данный термин не является новым для правоприменительной практики. Еще в конце прошлого века совместным Пленумом ВАС РФ и ВС РФ было введено определение обычной хозяйственной деятельности: «Для заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, не требуется решения общего собрания участников общества (в соответствующих случаях – совета директоров (наблюдательного совета), если она совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности (реализация продукции, приобретение сырья, выполнение работ и др.) между обществом и другой стороной»1.

В дальнейшем судебная практика начинает относить к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, сделки, обусловленные разумными экономическими причинами, не отличающиеся существенно по своим основным условиям от аналогичных сделок, неоднократно совершавшихся до этого должником в течение продолжительного периода времени, и необходимые для осуществления его хозяйственной деятельности2. Под обычной хозяйственной деятельностью понимается деятельность общества, осуществляемая на свой риск и направленная на получение прибыли от реализации товаров или продукции, пользования имуществом, выполнения работ, оказания услуг, связанных с приобретением сырья, материалов, реализацией готовой продукции3.

Наиболее подробное определение обычной хозяйственной деятельности дает п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 28. В нем указано, что под обычной хозяйственной деятельностью следует понимать любые операции, которые приняты в текущей деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности, сходных по размеру активов и объему оборота, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее.

К сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи).

При этом не является основанием для квалификации сделки как совершенной в процессе обычной хозяйственной деятельности один только факт ее совершения в рамках вида деятельности, упомянутого в Едином государственном реестре юридических лиц или уставе общества как основного для данного юридического лица, либо то, что общество имеет лицензию на право осуществления такого вида деятельности4.

Новая редакция ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» понимает под хозяйственной деятельностью сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Таким образом, произошла либерализация корпоративного законодательства. Если сделка не выходит за пределы, а также если выходит за пределы, но является исключением в соответствии с п. 7 ст. 46 Закона № 14-ФЗ, то теперь такие сделки не требуют одобрения. Для общения с контрагентами или подачи документов в госорганы потребуется лишь справка о том, что сделка не является крупной. Уменьшение формализма в получении предварительного одобрения как раз таки позволит обществам заниматься обычной хозяйственной деятельностью.

Что с масштабами?

Появляется новое понятие – существенное изменение масштабов деятельности. Однако расшифровка этого понятия законодательством не дана. Судебная практика также не дает ответов, что в действительности следует понимать под существенным изменением масштабов деятельности. Получается, что введенный термин будет оценочным, и судебной практике еще придется ввести какие-либо объективные критерии для определения, что понимать под существенностью.

Так, с 1 июля 2017 года будет действовать правило, что в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин – балансовая стоимость такого имущества и цена его отчуждения. В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имуществ5. То есть законодатель теперь не дает возможности провести сделку с имуществом, которое практически ничего не стоит по балансу общества, но при этом имеет достаточно высокую рыночную цену. Для определения того, является ли сделка крупной, нужно будет сравнивать то, сколько имущество стоит по балансу общества и какова рыночная цена отчуждения актива.

Для акционерных обществ законодатель предусмотрел, что совет директоров (наблюдательный совет) общества утверждает заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки. Заключение о крупной сделке включается в информацию (материалы), предоставляемую акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, на котором рассматривается вопрос о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки6. При этом если в обществе нет совета директоров, то такое заключение утверждает единоличный исполнительный орган. Получается, что акционеры видят аналитический материал, подготовленный и утвержденный обществом, который также должен храниться в материалах общества. И в случае каких-либо противоречий данный документ достаточно легко найти непосредственно в обществе. Таким образом, появляется дополнительная мотивировка, чтобы «остаться на светлой стороне».

Аналогичной нормы для обществ с ограниченной ответственностью законодатель не предусмотрел. Хотя было бы также логично для общества предварительно провести анализ такой сделки для участников общества. Чтобы в случае противоречий участники могли полагаться на квалифицированное мнение совета директоров. Такой инструмент позволит разделить бремя ответственности между участниками и членами совета директоров.

Резюме

Важнейшим элементом данных изменений в законодательстве является либерализация положений о предварительном одобрении сделок.

Новеллой также является возможность провести крупную сделку под отлагательным условием последующего одобрения данной.

Таким образом, законодатель дает обществам вздохнуть от бесконечного количества одобрений, экономить средства общества на проведение собраний по одобрению сделок (в том числе можно будет сэкономить на нотариальном заверении протоколов при отсутствии соответствующих положений в уставе общества) и продолжить заниматься своей обычной хозяйственной деятельностью.

1 Постановление Пленума ВС РФ № 90, Пленума ВАС РФ № 14 от 09.12.1999.

2 Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 722/11 по делу № А40-58697/09-95-227.

3 Постановление ФАС ЗСО от 23.05.2013 по делу № А27-13055/2012.

4 Постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28.

5 Пункт 2 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

6 Пункт 2 ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).