С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», изменившие механизм регулирования сделок с заинтересованностью и регулирования и оспаривания крупных сделок. Какие опасения и риски возникают у представителей бизнеса в связи с новеллами?
Определение крупной сделки
С 1 января 2017 года крупными сделками считаются сделки, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности и при этом связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо или косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Закона № 208-ФЗ), цена или балансовая стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату либо предусматривающие обязанность общества передать имущество во временное владение и/или пользование, а также предоставление третьим лицам прав на использование результатов интеллектуальной деятельности стоимостью 25% и более балансовой стоимости активов общества.
Положения о крупных сделках не применяются:
-
к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;
-
отношениям, возникающим при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале;
-
сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;
-
сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения о сделке, и было получено согласие на его заключение.
С 1 января 2017 года крупными сделками не будут признаваться также сделки по приобретению ценных бумаг публичного акционерного общества, заключенные на условиях, предусмотренных обязательным предложением, и сделки, заключенные на тех же условиях, что и одобренный предварительный договор, а также переход прав на имущество при осуществлении реорганизации общества.
Одобрение крупных сделок
Решение о согласии или о последующем одобрении крупной сделки оформляется отдельным документом – решением, которое может содержать срок действия согласия на одобрение такой сделки. Если срок не указан в самом решении, то по общему правилу согласие считается действующим в течение одного года с даты принятия такого решения.
Решение должно содержать в обязательном порядке наименования сторон сделки, выгодоприобретателей, цену, предмет и иные существенные условия сделки или порядок их определения. Решение может также содержать указание на минимальные и максимальные параметры условий сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения, на согласие на совершение ряда аналогичных сделок, на альтернативные варианты условий сделки, требующей согласия на ее совершение или на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно. Крупная сделка может быть совершена под отлагательным условием получения надлежащего согласия на ее совершение, что очень важно для участников гражданского оборота.
Сам же порядок принятия решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки не изменился. В обществах принятие решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки относится к компетенции общего собрания участников общества. Если в обществе образован совет директоров, то принятие решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, связанной с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50% стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров.
Уточнение критерия «крупности» и порядок оспаривания
Согласно новому определению крупной сделки крупность определяется исходя из понятия обычной хозяйственной деятельности. Ключевым признаком крупной сделки является то, что она выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности. Отныне сделки находятся в пределах обычной хозяйственной деятельности, если не приводят к прекращению деятельности общества, изменению ее вида или существенному изменению ее масштабов. Как мы видим, квалификация сделок в качестве «сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности» принципиально меняется. Во-первых, обычными признаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Во-вторых, независимо от факта совершения обществом подобных сделок ранее не будут считаться выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности сделки, не приводящие к прекращению деятельности общества, изменению вида деятельности общества или существенному изменению масштабов деятельности общества.
Как и раньше, закон позволяет оспаривать крупные сделки, если в их отношении не получено согласие на совершение. Однако законодатель изменил основания и порядок оспаривания таких сделок. Оспаривание крупной сделки, совершенное с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, осуществляется на основании ст. 173.1 ГК РФ. Право на оспаривание имеют только общество, совет директоров и участники общества, обладающие в совокупности не менее чем 1% долей общества. Ранее обратиться с иском об оспаривании крупной сделки мог любой участник. Очевидно, что введенный порог ограничивает контроль крупных сделок миноритарными участниками обществ.
По новым правилам теперь для признания крупной сделки недействительной необходимо будет доказывать, что она вышла за пределы обычной хозяйственной деятельности, так как изменения в Законе № 14-ФЗ исключили критерий убыточности крупной сделки как обязательное условие для признания крупной сделки недействительной. Судебная практика относит следующие сделки к сделкам, совершаемым в рамках обычной хозяйственной деятельности: получение кредитов на пополнение оборотных средств или на оплату текущих операций, а также сделки по приобретению сырья или материалов, оборудования или иного имущества, необходимого для осуществления деятельности обществом.
Исключение критерия убыточности крупной сделки, с одной стороны, является позитивным явлением, так как на практике на судебном заседании каждая из сторон судебного разбирательства представляла свои результаты экспертной оценки для доказывания или опровержения убыточности совершенной крупной сделки без необходимого корпоративного одобрения, что приводило в результате к разрешению вопроса правильности экспертной оценки. Но, с другой, стороны, теперь из-за достаточно широкой формулировки новых критериев для признания крупной сделки недействительной, таких как «выход за пределы обычной хозяйственной деятельности», «существенное изменение масштабов обычной хозяйственной деятельности», остается не ясным, каким образом суд в случае судебного разбирательства будет решать, вышла ли сделка за рамки обычной хозяйственной деятельности, и как суд будет квалифицировать изменение масштабов обычной хозяйственной деятельности.
Очевидно, что ответы на указанные вопросы будут сформированы в процессе рассмотрения судебных разбирательств, так как пока не ясно, чего именно ждать от судов при толковании нового понятия обычной хозяйственной деятельности в связи с тем, что законодатель сформулировал обтекаемо понятие обычной хозяйственной деятельности. В этой связи бизнес-сообщество опасается, что, с одной стороны, большое количество крупных сделок полностью выйдет из-под контроля участников и совета директоров, перейдя в компетенцию исполнительных органов. С другой стороны, суд в случае спора может признать совершенную сделку как сделку, выходящую за рамки обычной хозяйственной деятельности, поэтому участники вынуждены выносить на рассмотрение одобрение крупных сделок, чтобы покрыть указанный риск.
Возникает также вопрос, какая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью» указывает, что бремя доказывания совершения оспариваемой сделки в процессе обычной хозяйственной деятельности лежит на ответчике.
В силу того что сделка оспорима, срок исковой давности составляет один год, а его течение начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной. В то же время срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.
Отныне суд безусловно отказывает в удовлетворении требований о признании крупной сделки недействительной при наличии одного из следующих оснований:
–получено последующее одобрение сделки или
–не доказано, что другая сторона по сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой, и/или об отсутствии надлежащего согласия на ее совершение.