Верховный суд РФ признал недействующим положение порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспорта с тяжелыми грузами, которое допускало затягивание процесса выдачи разрешения на неопределенный срок. По мнению суда, эта норма не соответствует законодательству о предоставлении государственных услуг и нарушает права заинтересованных лиц.
Движение по автомобильным дорогам в РФ транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения (ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Алгоритм выдачи таких разрешений установлен Порядком выдачи специального разрешения (утв. приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, далее — Порядок). Согласно п. 22 указанного Порядка в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования уполномоченный орган приостанавливает оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления.
ВС РФ пришел к выводу, что указанный п. 22 Порядка без предусмотренных законом оснований создает препятствия для реализации прав лиц, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и фактически может освобождать уполномоченный орган от обязанности по предоставлению государственной или муниципальной услуги без принятия решения об отказе в выдаче специального разрешения. В связи с этим п. 22 Порядка признан недействующим, но только с момента вступления решения ВС РФ в законную силу, так как до этого времени он применялся и на его основании реализовывались права физических и юридических лиц (решение ВС РФ от 16.01.2017 № АКПИ16-1161).
Срок перевозки груза закончился до получения разрешения на его перевозку
Общество с ограниченной ответственностью 13 ноября 2015 г. обратилось в управление Росавтодора с заявлением о выдаче спецразрешения на движение по автодорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Заявка 19 ноября была разослана для согласования участка маршрута владельцам дорог, и оформление разрешения было приостановлено до момента получения согласований. Два из трех необходимых согласований были получены 26 и 27 ноября, а третьего общество не дождалось. В январе 2016 г. закончился срок заявленной перевозки, и заявление перевели в статус «отклонено».
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Росавтодору о признании незаконным бездействия, которое привело к нарушению порядка предоставления государственной услуги, нарушению требований нормативных правовых актов и создало препятствия заявителю в осуществлении его предпринимательской деятельности, а также об обязании прекратить незаконное бездействие и принять соответствующее нормам закона решение по заявке общества на выдачу специализированного разрешения. Однако и в первой, и в апелляционной, и кассационной инстанциях общество проиграло (см. решение Арбитражного суда Московской области от 16.05.2016, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 № 10АП-8791/2016, АС Московского округа от 01.11.2016 № Ф05-15469/2016 по делу № А41-12411/2016). Суды пришли к выводу, что Росавтодором не было допущено каких-либо нарушений, ведь, следуя предписаниям Порядка, управление приостановило выдачу разрешения из-за отсутствия согласований владельцев автодорог. Порядок был известен как обществу, так и иному неограниченному кругу заинтересованных лиц, является и рассматривается как нормативный правовой акт, принятый компетентным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями и введен в действие надлежащим образом с соблюдением необходимых процедур. Суды также приняли во внимание пояснения владельца автодороги, не предоставившего согласование, о том, что в связи с техническими проблемами заявки не поступили на адрес электронной почты, на который направлялись. Кроме того, было установлено, что общество не внесло плату в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.
Не согласившись с позицией судов, общество обратилось в Верховный суд РФ с административным иском о признании недействующим п. 22 Порядка как противоречащего ч. 3 ст. 7.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон о госуслугах).
Выдача спецразрешения — госуслуга, предоставление которой нельзя затягивать
Порядок определяет правила приема и рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также оформления и выдачи (отказа в выдаче) такого разрешения. Одним из условий получения специального разрешения является согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с владельцами автомобильных дорог в установленном законом порядке.
По своему содержанию выдача специального разрешения является государственной или муниципальной услугой и, соответственно, регулируется положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (далее — закон о госуслугах). Этим законом установлены требования к межведомственному информационному взаимодействию, в соответствии с которыми осуществляется информационное взаимодействие органа, выдающего специальное разрешение, с владельцами автомобильных дорог (за исключением владельцев частных автомобильных дорог), по которым проходит маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации не может превышать пяти рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, если иные сроки не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 3 ст. 7.2 Закона о госуслугах). При этом ч. 6 ст. 7.1 Закона о госуслугах определено, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. На основании изложенного ВС РФ принял решение в пользу административного истца.
Отметим, что Минэкономразвития России еще в декабре 2015 г. опубликовало на официальном сайте заключение по итогам экспертизы Порядка. В нем сказано, что в силу п. 22 владельцы автомобильных дорог и согласующие организации фактически освобождаются от обязанностей согласования маршрута в установленные сроки. Одновременно уполномоченный орган освобождается от обязанностей по оформлению специальных разрешений в установленный срок. Министерство констатировало необходимость внести в Порядок изменения: при отсутствии согласования или отсутствии отказа в согласовании маршрута владельцами автомобильных дорог в течение установленного срока маршрут должен считаться согласованным.