В 2015 году вступили в силу изменения в ГК РФ, которыми в числе прочего введена ст. 309.1. Согласно ей кредиторы одного должника по однородным обязательствам вправе заключить соглашение о порядке удовлетворения их требований к должнику, в том числе об очередности их удовлетворения и о непропорциональности распределения исполнения. Как сочетаются новые положения ГК РФ и законодательство о банкротстве и какие разъяснения по этому поводу дает ВС РФ?
Отправная точка
Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 22.11.2016 № 54 разъяснил порядок применения новелл гражданского законодательства, в частности положений ст. 309.1, указав, что соглашение создает обязательства между кредиторами. При этом в случае введения в отношении должника процедуры банкротства требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Разъяснения ВС РФ представляются логичными и на первый взгляд указывают лишь на необходимость обращения к общей теории права (в частности, к соотношению общих и специальных правовых норм).
Между тем при более детальном анализе становится очевидно, что рассматриваемые разъяснения могут служить отправной точкой в формировании единого подхода к применению правовой нормы судами.
Практика применения положений рассматриваемой статьи в настоящее время не сформирована, однако ее общий принцип соотносится с принципами гражданского законодательства о свободе договора, недопустимости злоупотребления правом.
Для должника не указ
Пункт 3 ст. 309.1 ГК РФ закрепляет, что соглашение кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, в том числе для должника.
Иными словами, должник, не являясь стороной соглашения, оставляет за собой право исполнять обязательства перед кредиторами по своему усмотрению либо в порядке очередности, предусмотренной законом о банкротстве (в случае применения к нему процедур банкротства).
При этом кредиторы обязаны исполнить свои обязательства по соглашению в любом случае: как при удовлетворении реестровой задолженности, так и при выплате ими текущего долга.
Обязанность принять исполнение
Согласно п. 2 ст. 309.1 ГК РФ кредитор обязан принять надлежащее исполнение от должника, даже если это нарушает порядок соглашения, заключенного им с другими кредиторами данного должника по однородным обязательствам. По общему правилу к однородным относят обязательства с одинаковым объектом (например, денежные обязательства). При этом в законе не содержится четкого определения однородности. Чтобы считаться однородными, не требуется, чтобы обязательства вытекали из того же обязательства или обязательства одного вида (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65).
Исполнение, полученное от должника одним из кредиторов в нарушение условий соглашения, подлежит передаче кредитору по другому обязательству в соответствии с условиями соглашения. К кредитору, который передал полученное от должника исполнение другому кредитору, переходит требование последнего к должнику в соответствующей части.
Таким образом, несмотря на принятые в соответствии с соглашением обязательства, кредитор обязан принять исполнение от должника, в противном случае он будет считаться просрочившим, что предоставляет должнику право на возмещение вызванных просрочкой убытков в соответствии со ст. 406 ГК РФ.
Применение процедуры банкротства
Аналогичный принцип действует и при применении к должнику процедуры банкротства, на что указывает ВС РФ в своем разъяснении (в Постановлении Пленума ВС РФ № 54).
Законом № 127-ФЗпредусмотрено, что кредиторы получают удовлетворение своих требований пропорционально (при включении их требований в реестр) или в календарной очередности (в случае, если требования являются текущими) (согласно ст. 5 Закона № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом). Требования кредиторов, пропустивших срок на обращение с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника, подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после расчета с кредиторами (текущими и включенными в реестр) (согласно Закону № 127-ФЗ срок обращения с заявлением о включении в реестр требований кредиторов является пресекательным и не подлежит восстановлению (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 26.06.2005 № 93).
Однако соглашением может быть предусмотрено, что кредитору «за реестром» долг должен быть погашен ранее, чем текущему кредитору, в этом случае, руководствуясь нормой п. 2 ст. 309.1 ГК РФ, текущий кредитор получает исполнение от должника в сроки, предусмотренные Законом № 127-ФЗ, передает это исполнение кредитору, чье требование должно быть исполнено согласно соглашению, и занимает его очередь.
Условия распространяются только на участников
Рассматриваемая статья, а также практика ее применения указывают, что, если кредитор не является стороной соглашения, его условия на кредитора не распространяются даже в случае получения им видимого преимущества по условиям соглашения.
Так, судом апелляционной инстанции рассматривался вопрос о законности определения суда первой инстанции о признании недействительным решения собрания кредиторов.
Кредиторы большинством голосов без участия уполномоченного органа решили, что требования налоговой к должнику должны быть погашены в первоочередном порядке. Федеральная налоговая служба России обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать недействительным решение собрания кредиторов в указанной части. Суд первой инстанции, выводы которого поддержала апелляция, удовлетворил заявление, указав, что норма ст. 309.1 ГК РФ допускает возможность оказания предпочтения одному из кредиторов должника лишь в случае, если соответствующее соглашение принято по воле всех кредиторов, в том числе и того кредитора, кому оказывается предпочтение в части либо очередности удовлетворения, либо непропорциональности распределения исполнения. Суды пришли к выводу, что решение собрания кредиторов нарушает права уполномоченного органа, так как направлено по существу на удовлетворение его требований в общем порядке, установленном законодательством, что не соответствует воле органа.
Таким образом, рассматриваемый правовой механизм и возможность его применения создают дополнительные гарантии добросовестным участникам гражданского оборота того, что будут соблюдены требования ст. 10 ГК РФ, закрепляющей недопустимость злоупотребления правом в любых его формах. Применительно к банкротству запрет на применение условий соглашения к лицам, не участвующим в его заключении, препятствует использованию указанного правового механизма с целью получения контроля над ходом процедуры банкротства.
Можно сделать вывод, что разъяснения Пленума ВС РФ отвечают общегражданским принципам равенства участников, свободы договора, а также недопустимости использования прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, и, несмотря на более чем лаконичное содержание, создают правовую определенность применения ст. 309.1 ГК РФ судами.