В четверг, 9 марта, курс доллара на торгах Московской биржи вырос на 92 коп. по сравнению с закрытием предыдущих торгов и составил 59,1 руб. Ослабление российской валюты аналитики единодушно объясняют дешевеющей нефтью: цена барреля сорта Brent в ходе торгов на бирже ICE в Лондоне в среду подешевела более чем на 5%, опустившись ниже отметки 53 долл. впервые с 8 декабря 2016 г., сообщил ТАСС. В четверг цена Brent продолжила падение: фьючерс с поставкой в мае подешевел на 1,5%, или до 52,3 долл. за баррель. В моменте цены достигали даже 52,01 долл. за баррель.
Накануне, 8 марта, из-за праздничного дня рубль официально не торговался, но поскольку обвал цены нефти уже начался, на внебиржевом рынке российская валюта потеряла около 1% стоимости. Причиной стал резкий рост запасов сырья в США (при столь же резком снижении запасов нефтепродуктов) и увеличение добычи нефти в США до максимума с февраля 2016 г.
В среду была опубликована свежая статистика от Министерства энергетики США. На фоне данных, показавших нарастающий избыток нефти в Штатах и новое увеличение сланцевой добычи, стоимость основных эталонных сортов черного золота быстро рухнула почти на 4%.
Нефть Brent проследовала мимо отметок 55 и 54 долл. за баррель. К вечеру майские контракты продавались по 53,85 долл., с падением цены на 3,68%. WTI подешевела на 4,02% — до 50,98 долл. за бочку с поставкой в апреле.
Как сообщило Управление энергетической информации, за неделю по 3 марта предложение нефти на внутреннем рынке США оказалось больше спроса на 8,2 млн баррелей. Эти объемы ушли в коммерческие хранилища, запасы которых увеличились девятую неделю подряд и достигли нового исторического рекорда в 528,4 млн баррелей.
Иными словами, в таком режиме избытка рынок США существует девять недель подряд. С начала года «лишней» нефти накопилось уже 48,6 млн баррелей, или 24 супертанкера.
Добыча в США продолжает расти. За неделю нефтяники добавили 56 000 баррелей в день, а итоговый показатель — 9,088 млн баррелей в сутки — стал новым рекордом за истекший год. 80% новой добычи обеспечили сланцевые месторождения.
А вот НПЗ тем временем сократили спрос до 15,492 млн баррелей в день. Это на 172 000 баррелей меньше, чем на прошлой неделе, и почти на 0,5 млн баррелей — чем год назад.
Реальные поставки нефти на мировой рынок в феврале и марте резко выросли несмотря на сокращение добычи странами ОПЕК. Данные по отгрузкам свидетельствуют о том, что нефтетрейдеры начали распродажу нефти, накопленной в танкерах, стоявших на рейде в Персидском заливе и Азии, считает сырьевой стратег Сбербанк CIB Михаил Шейбе.
«Это привлечение крупных объемов нефти, содержащихся в плавучих хранилищах, стимулирует приток значительного предложения, которое до последнего время оставалось для рынка „невидимым“, так как объемы, хранящиеся в танкерах, с трудом поддаются точной оценке», — отмечает он.
Аналитики банка ING считают, что не последнюю роль в падении цены сыграли и слова нефтяного министра Саудовской Аравии о более медленном, чем регламентировано договоренностями стран ОПЕК и не-ОПЕК, в том числе и России, снижении добычи. Впрочем, считают аналитики, его заявление можно интерпретировать и негативно (договоренности полностью не работают), и позитивно (договоренности могут быть продлены еще на шесть месяцев).
Во вторник же, когда нефтяных потрясений еще не было, курс доллара держался в узком диапазоне 58,00—58,40 руб.; нефтяные котировки оставались в пределах 55,5—56,0 долл. за баррель сорта Brent. В тот день основным фактором, действовавшим на рубль, был общий рост валют развивающихся рынков: глобальные рынки, как видно, уже смирились с неизбежным повышением ставки Федеральной резервной системы США на следующей неделе, поэтому этот фактор, возможно, уже заложен в цены, и боязни у инвесторов больше нет.
Аналитики ING обращают внимание еще и на важный комментарий Центробанка: по его мнению, роль нерезидентов и операций керри-трейд в укреплении рубля с начала года преувеличена, а основным фактором стало увеличение продаж валюты экспортерами на фоне сезонно низкой активности импортеров и низких выплат по долгам. В этом смысле вопрос на март относительно влияния повышенных выплат по внешнему долгу остается, но, полагают аналитики ING, в отсутствие внешних шоков рубль может сохранить относительную стабильность либо будет слабеть медленно.