Дальнобойщики, с тем чтобы сократить пробег транспортного средства по федеральным трассам и, как следствие, заплатить меньшую сумму по системе «Платон», отключают бортовые устройства после прохождения контрольных точек. Минтранс России решил бороться с подобной практикой. Он предложил порядок восстановления маршрутов движения большегрузов по автодорогам при отключенном бортовом устройстве.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации <…>» движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 был установлен порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 тонн (далее — постановление № 504).
На практике данная система взимания платы, получившая название «Платон», начала действовать с 2015 г. В том же году прошла крупномасштабная экономическая забастовка владельцев и водителей грузовых транспортных средств против такой системы взимания платы. И хотя дальнобойщикам удалось добиться снижения тарифов, сама система продолжает действовать.
В настоящее время взимание платы осуществляется либо на основании оформленной собственником (владельцем) транспортного средства маршрутной карты, либо на основании данных бортового устройства (стороннего бортового устройства). На практике в 85% случаев собственники (пользователи) транспортных средств используют для внесения платы бортовые устройства. Обязанность по установке, включению и контролю работоспособности таких устройств лежит на собственниках (владельцах) транспортных средств.
На сегодняшний день водители научились обходить систему «Платон» — на большей части пути следования они просто отключают бортовые устройства. Включают их только при приближении транспортного средства к рамкам стационарного контроля, о расположении которых водителям известно. Таким образом, водителям удается существенным образом сократить пробег грузовиков по федеральным трассам и избежать административной ответственности за нарушение требований законодательства о внесении платы.
Чтобы предотвратить дальнейшие нарушения, Минтранс России подготовил проект поправок в постановление № 504 с изменениями в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/07/02-17/00061945). Согласно проекту в случае недостаточности данных в отношении отдельных отрезков пути транспортного средства и при наличии информации о координатах иных точек пройденного грузовиком маршрута, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства либо от иных объектов системы взимания платы, маршрут движения подлежит восстановлению оператором. Расчетная скорость движения транспортного средства, определенная системой взимания платы, не превышает 150 километров в час. При этом протяженность подлежащего восстановлению пути не может превышать 30 км, а временной интервал не может превышать один час.
Установление такого порядка восстановления маршрута обеспечит возможность рассчитывать плату исходя из протяженности завершенного восстановлением фактического маршрута движения транспортного средства.
Публичное обсуждение проекта продлится до 31 марта 2017 г.