Верховный суд РФ пришел к выводу, что продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска работников с вредными условиями труда не зависит от того, на полную или неполную ставку занят такой работник.
Трудовой кодекс РФ предусматривает право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск для сотрудников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет семь календарных дней, а продолжительность отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ст. 117 ТК РФ). В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ст. 121 ТК РФ).
При решении вопроса о предоставлении указанным работникам компенсаций и допотпусков работодатели вправе руководствоваться положениями нормативных актов, принятых до вступления ТК РФ в силу, в части, не противоречащей Кодексу (информационное письмо Минтруда России от 13.02.2013). К таким нормативным актам в числе прочих относится Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20, далее — Инструкция).
Согласно абз. 1 п. 12 Инструкции в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Указанное положение было признано недействующим по решению ВС РФ от 26.01.2017 № АКПИ16-1035 на основании административного искового заявления работника, по мнению которого такое ограничение нарушает его право на предоставление дополнительного отпуска и получение его оплаты в соответствии с трудовым законодательством. Руководствуясь оспариваемым положением Инструкции, работодатель истца предоставил последнему дополнительный отпуск, при расчете оплаты которого был учтен лишь период работы по совместительству на 0,5 ставки, а период работы на 0,25 ставки в расчет не был принят.
Верховный суд РФ отметил, что согласно ТК РФ продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда определяется с учетом фактически отработанного времени в данных условиях независимо от того, на полную или неполную ставку занят работник, в том числе и при условии его занятости менее 0,5 ставки. Соответственно, абз. 1 п. 1 Инструкции не соответствует положениям Кодекса, поскольку вводит ограничения на продолжительность подлежащего учету периода работы во вредных условиях труда в целях предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска и, соответственно, на получение его оплаты в размере, установленном трудовым законодательством. Судьи пришли к выводу о признании спорной нормы недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.