Утверждены формы и форматы реестров, предусмотренных п. 10 ст. 198 НК РФ
Согласно п. 10 ст. 198 НК РФ для подтверждения освобождения от уплаты акциза (возмещения суммы акциза) вместо копий таможенных деклараций и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов в налоговый орган можно представить их реестры. Они подаются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Приведенный порядок применяется начиная с 1 апреля 2017 г. (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2016 № 101-ФЗ). Формы и форматы реестров разрабатывает ФНС России (п. 11 ст. 198 НК РФ).
Выполняя это требование законодательства, ФНС России своим приказом утвердила:
— реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подп. 3 п. 7 ст. 198 НК РФ;
— реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подп. 3 и 4 п. 7 ст. 198 НК РФ.
Приказ вступил в силу 7 февраля 2017 г.
(Приказ ФНС России от 27.12.2016 № ММВ-7-15/720@)
Налоговики разъяснили, как заполнять платежные поручения на уплату страховых взносов
Значения статуса плательщика средств, указываемого в реквизите «101» платежного поручения, перечислены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Налоговики изначально предполагали, что в этом реквизите платежного поручения плательщики страховых взносов будут указывать статус «14» — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам. Однако программное обеспечение Банка России в настоящее время не позволяет принимать платежные поручения со статусом «14». В связи с этим ФНС России разъяснила, что плательщики страховых взносов в реквизите 101 платежного документа должны указывать:
— юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, — «01»;
— индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств) соответственно «09», «10», «11» и «12»;
— физические лица — «13».
Кроме того, налоговики рассказали о порядке действия инспекции, если в платежном поручении плательщик страховых взносов указал ошибочный код ОКТМО. Они отметили, что данный реквизит не используется органами Федерального казначейства для межбюджетного распределения страховых взносов. Поэтому проведения налоговыми органами операций по уточнению ОКТМО не требуется.
Платежные поручения, оформленные с ошибочным указанием значения кода ОКТМО, подлежат учету в соответствующей карточке расчетов с бюджетом, открытой с ОКТМО по месту нахождения плательщика без отражения в ведомости невыясненных поступлений.
(Письмо ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@)
Новый порядок регистрации ККТ
Налоговики рассказали о том, как с 1 февраля 2017 г. регистрируется ККТ, которая не обеспечивает передачу фискальных данных налоговым органам через оператора.
С 1 февраля 2017 г. контрольно-кассовую технику, не обеспечивающую передачу фискальных данных налоговым органам через оператора фискальных данных (работающую в автономном режиме), могут применять только пользователи, находящиеся в отдаленных от сетей связи местностях. Данный порядок установлен в п. 6 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Перечень таких местностей утверждает орган государственной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»). Отметим, что органы государственной власти субъектов РФ при отнесении местностей к отдаленным от сетей связи должны руководствоваться критериями, установленными Минкомсвязи России. В настоящее время приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 определен только один критерий для отнесения местности к отдаленным от сетей связи. Им является численность населения, которая не должна превышать 10 000 человек.
ФНС России указала, что неутверждение такого перечня свидетельствует об отсутствии указанных местностей в субъекте РФ. Поэтому при представлении после 1 февраля 2017 г. заявления о регистрации ККТ, не обеспечивающей передачу фискальных данных в электронной форме, налоговый орган производит сверку информации, указанной в таком заявлении, с перечнем местностей, удаленных от сетей связи, утвержденным органом государственной власти субъекта РФ. Если адрес установки ККТ отсутствует в перечне, в регистрации такой ККТ отказывается.
Налоговики также проведут сверку данных в заявлениях о регистрации ККТ, используемых в автономном режиме, поданных до 1 февраля 2017 г. И если адрес установки ККТ не указан в перечне местностей, удаленных от сетей связи, налоговые органы направят пользователю предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
(Письмо ФНС России от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435)
Работник едет из головного офиса в филиал: что с НДФЛ и налогом на прибыль?
Минфин России дал разъяснения по вопросу обложения НДФЛ и учету в целях налога на прибыль сумм возмещения расходов работника при его командировке из головного офиса в филиал компании.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы возмещения командировочных расходов. Финансисты указали, что под служебной командировкой следует понимать поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, указанного в трудовом договоре. Это следует из положений ст. 166 ТК РФ и п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение). Направление сотрудника головного офиса в филиал для выполнения служебного поручения также признается командировкой (п. 3 Положения). Следовательно, суммы компенсации его расходов на такую поездку не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
Что касается налога на прибыль, компания может учесть затраты на командировку работника головного офиса в филиал в расходах на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом необходимо соблюдать общие требования об экономической обоснованности и документальном подтверждении расходов.
(Письмо Минфина России от 16.01.2017 № 03-04-06/1224)
Расчет по страховым взносам и блокировка счета: какая связь?
Финансисты рассказали, может ли несвоевременное представление расчета по страховым взносам служить основанием для приостановления операций по счетам компании.
Организации и ИП, имеющие наемных работников, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).
Статьей 76 НК РФ предусмотрены основания, по которым налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам организаций в банках и переводы их электронных денежных средств. Среди них, в частности, значится непредставление налоговой декларации (расчета по НДФЛ) в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока сдачи такой декларации (расчета) (подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76 НК РФ). Аналогичные положения в части несвоевременного представления расчета по страховым взносам в ст. 76 НК РФ отсутствуют. В связи с этим возникает вопрос: могут ли налоговики приостановить операции по счетам, если компания сдала расчет по страховым взносам с нарушением срока, установленного п. 7 ст. 431 НК РФ?
Специалисты финансового ведомства разъяснили, что несдача в срок в налоговый орган расчета по страховым взносам не является основанием для приостановления операций по счетам плательщика страховых взносов.
(Письмо Минфина России от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556)
Правительство утвердило основания для использования фискального накопителя
Согласно п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон о ККТ) срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе, составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации ККТ в налоговом органе. Такой порядок применяют лица, использующие ККТ:
— при оказании услуг;
— при применении УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН.
Если вышеуказанные лица используют ККТ при сезонном (временном) характере работы или при совмещении общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов либо применяют ККТ, не осуществляющую передачу фискальных данных через оператора фискальных данных, они вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев. При этом Правительство РФ наделено полномочиями по введению иных оснований для применения такого фискального накопителя.
Рассматриваемым постановлением Правительство РФ установило, что организации и ИП, указанные в п. 6 ст. 4.1 Закона о ККТ, вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
— применение общего режима налогообложения;
— организация или ИП являются платежными агентами (субагентами).
Документ вступил в силу 4 февраля 2017 г.
(Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 № 70 «Об основаниях использования фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев»)