Правила проживания в гостинице: что нужно знать отельерам и их клиентам

| статьи | печать

Гостиничный бизнес, хотя и не является высокомаржинальным видом коммерческой деятельности, тем не менее способен генерировать его владельцам регулярный и достаточно высокий денежный доход при условии его грамотной организации, поскольку необходимо управление гостиничным комплексом 24 часа в сутки. Для успешной работы на этом рынке участникам гражданского оборота следует учитывать не только правила, утвержденные Правительством РФ, но и сложившуюся судебную практику.

Итак, действующие Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 и применяются с 21 октября 2015 г. (далее — Правила № 1085).

Сразу оговоримся, что действие Правил № 1085 распространяется на правоотношения гостиниц с клиентами-потребителями, то есть физическими лицами, права которых обеспечиваются Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2030-1).

Бронирование, расчетный час и другие вопросы

Напомним, что первая редакция правил была утверждена постановлением Правительства РФ от 15.06.94 № 669 и предусматривала право гостиницы взимать плату за бронирование в размере 25% стоимости бронируемого номера. Сейчас такого права у гостиниц нет, и бронирование рассматривается судами как составная часть гостиничной услуги (Апелляционное определение Новоусманского районного суда Воронежской области от 16.05.2016 по делу № 11-9/2016)

Кроме того, первая редакция правил допускала возможность внеочередного размещения не только для социально уязвимых категорий населения (инвалиды, ветераны), но и для работников правоохранительных органов, устанавливали шестимесячный срок для хранения забытых вещей постояльцев с правом после этого реализовать их через комиссионную сеть.

Вторая редакция, действовавшая до 21 октября 2015 г., была утверждена постановлением Правительства от 25.04.97 № 490 (далее — Правила № 490). Наиболее существенным недостатком Правил № 490 было положение о том, что при размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взималась. Такая преференция потребителям должна была представляться при их раннем заезде в гостиницу, когда они размещались среди ночи, а оплачиваемый период начинался с расчетного часа 12 часов. Однако из буквального толкования данного положения можно было сделать вывод о том, что право на бесплатное проживание до расчетного часа не было обусловлено обязанностью потребителя проживать в гостинице после него, что создавало возможность бесплатного проживания в период с 0 до 12 часов с учетом того, что гостиница была лишена права отказать в заключении публичного договора на размещение в гостинице (ст. 426 ГК РФ).

Иными словами, если гость заселился в период с 0 до 12 часов, затем продлил проживание и прожил полные сутки, плату можно было взимать только за сутки, за время раннего заезда ее устанавливать было нельзя (Решение АС Республики Башкортостан от 31.01.2011 по делу № А07-21851/2010). В связи с этим гостиница была обязана бесплатно селить клиентов при раннем заезде, за исключением случая, когда она могла доказать, что номер был забронирован на период до 0 часов, что давало ей право получить плату за полные сутки (Решение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2014 по делу № А56-34657/2014).

Теперь согласно Правилам № 1085 при заезде с 0 до 12 часов с потребителей взимается плата в размере половины стоимости суток. Поскольку в Правилах ничего не сказано насчет того, действует ли такая льгота при последующем проживании в гостинице или независимо от этого, следует признать, что потребитель должен оплатить только половину суток при раннем заезде, то есть когда он заехал после 0 и прожил до 12.00 тех же суток, хотя в юридической литературе встречается мнение о том, что в таком случае гостиница вообще не вправе с него взимать плату. Такой подход, по сути, направлен на лишение гостиницы дохода при несении сопутствующих затрат, что противоречит целям ее деятельности как коммерческой организации и может создать необоснованные преимущества недобросовестным потребителям в виде бесплатного проживания в отсутствие на то законных оснований.

Ранее норму Правил № 490 о том, что плата за проживание не взималась при размещении до расчетного часа, на практике отельеры толковали как допускающую льготу при условии, что потребитель изначально был намерен проживать последующее время после расчетного часа, а не просто заселился, чтобы бесплатно иметь крышу над головой. Такая позиция соответствует и целям регулирования рассматриваемых правоотношений и не ущемляет права потребителей. В настоящее время неопределенность полностью устранена, и гостиницам гарантирована справедливая компенсация их услуг при раннем заезде потребителей.

Отметим также, что, как и ранее, обязанность потребителя оплатить стоимость половины суток при раннем заезде не касается случая, когда клиент заехал в период с 0 до 12 часов, но при этом номер был им забронирован с предыдущих суток. В этой ситуации гостиница вправе выставить ему плату за полные сутки, поскольку услуга заключается в бронировании для него номера в согласованное время. Клиент сам выбрал время своего фактического заселения, при том, что гостиница держала для него номер, обеспечивала возможность проживания в течение всего периода.

При проживании после расчетного часа гостиница сама устанавливает размер платы за свои услуги (п. 26 Правил № 1085), в то время как раньше была вправе взимать только почасовую оплату при задержке не более шести часов, за половину суток при задержке от 6 до 12 часов и за полные сутки в случае задержки более 12 часов. При расчетах за оказанные гостиничные услуги необходимо иметь в виду, что поскольку Правила устанавливают единый расчетный час (12 часов), заказанный период проживания, к примеру, с 1-го по 2-е число, следует рассматривать не как два дня, подлежащие оплате, а как один день (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2006 по делу № Ф08-5358/2006).

Это связано с тем, что первый и последний день проживания отдыхающих не являются полными для оплаты, поэтому при расчете с гостиницей за оказанные услуги необходимо считать, что день заезда и выезда следует считать как один день (п. 2 Обобщения ФАС Северо-Кавказского округа судебной практики по делам, рассмотренным в кассационном порядке во втором полугодии 2006 г., «Споры, вытекающие из договоров возмездного оказания услуг»).

Зато гостиница вправе получить плату с потребителя за продление проживания в номере, если он заехал в оплаченные сутки поздно вечером, а выехал уже на следующий день после 12 часов дня (Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14.03.2012 по делу № 11-116/2012). Никакого значения не будет иметь тот факт, что совокупное количество фактически прожитых часов в гостинице будет меньше полных суток, поскольку потребитель в такой ситуации проживает не одни сутки, а двое, притом что информация о расчетном часе ему заранее известна (Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14.03.2012 по делу № 11-116/2012).

Заселение в гостиницу

Правилами № 1085 конкретизирован перечень документов, которые потребитель предъявляет при заселении в гостиницу. Помимо паспорта это может быть загранпаспорт, паспорт гражданина СССР образца 1974 г., разрешение на временное проживание лица без гражданства, вид на жительство такого лица и др. Однако данный перечень не является исчерпывающим, что дает гостинице право заселять клиентов при предъявлении иных документов (например, водительское удостоверение), учитывая, что законом не установлено ограничений по составу документов, предъявляемых при заключении договора.

Гостиница вправе отказать в заселении гостей заказчика, если они не предъявляют документы, удостоверяющие их личность (Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 14.11.2012 по делу № 2-7431/2012), а если это иностранные граждане — то также при отсутствии у них визы, при наличии просроченной визы или визы, срок действия которой заканчивается до момента окончания пользования номером. За такие обстоятельства гостиница не отвечает, поэтому ее услуги подлежат оплате, даже если не были оказаны (ст. 781 ГК РФ). К примеру, вполне обоснованным будет отказ гостиницы в заселении гостя, если вместо паспорта он предъявляет его копию, даже нотариальную, поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность идентификации личности на основании копий документов (Определение Московского городского суда от 22.04.2011 по делу № 33-8846).

Ситуация: клиент известен, документа нет

Недавно в Москве случился громкий скандал с известным писателем и бизнесменом, которому небольшой бутик-отель в центре столицы отказал в заселении по мотиву того, что он не предъявил паспорт, а показал только фотографию на своем телефоне. Гость и сам признал, что отказ отеля соответствовал закону, однако считал, что для него можно было сделать исключение. По его достаточно тонкому и ироничному замечанию, едва ли существует такая инстанция в Москве, которая могла оштрафовать отель за гостя, спящего в номере без документов. Хуже всего для отеля было то, что гость был публичной фигурой, достаточно известной в медиапространстве, и он оставил негативный комментарий про отель в социальных сетях, притом что в Facebook у него было около 150 000 подписчиков, а в Twitter — около полумиллиона.

Эта ответная мера гостя оказалась достаточно результативной: поклонники гостя понизили рейтинг отеля на интернет-ресурсах, забросав его гневными комментариями и отзывами. Сам гость разослал письмо в адрес виноделов с просьбой не селить в отель своих сотрудников и клиентов. Отель в публичном отзыве на ситуацию указал на то, что обязан соблюдать закон и мог быть оштрафован на 800 000 руб. Многие отельеры проявили с отелем солидарность, отметив необходимость соблюдения действующего законодательства РФ (электронный ресурс: http://hotelier.pro/news/item/1948-minaev; дата обращения — 24.10.2016).

Штраф за допущение проживания гражданина без регистрации по месту пребывания в отеле действительно есть, его размер составляет от 300 000 до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.15.1 КоАП РФ). Такие санкции являются значительными, даже в связи с либерализацией практики их применения: суды в каждом конкретном деле с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств вправе снижать размеры штрафов ниже низшего предела, но не менее половины минимального размера штрафа, в случае, если можно доказать, что имеются исключительные обстоятельства, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности банка (Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений»).

На практике, возможно, некоторые отельеры, даже не зная о данной ситуации, предпочли бы заселить настырного гостя и по фотографии паспорта на телефоне, внести информацию в базу данных, как будто бы он действительно предъявил паспорт, тем более, если этот гость уже ранее проживал в данном отеле. Некоторые отельеры не всегда удосуживаются даже вовремя уведомлять органы миграционного учета о прибывших иностранцах, за что привлекаются к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (постановления АС Московского округа от 20.03.2015 по делу № А40-115921/14, Поволжского округа от 20.08.2015 № Ф06-26408/2015)

В данном же случае риск для отельера был минимальный, учитывая, что гость ранее проживал. Гостиница перед заселением обязана проверить документ, удостоверяющий личность гостя, и если после его визуального осмотра никаких сомнений относительно его подлинности не возникло, гость получает доступ в номер. У гостиницы нет обязанности выяснять, являлся ли паспорт действующим, был ли он утрачен и т.п.

Отметим также, что при отказе в заселении в номер гостиница не вправе взимать штраф за незаезд как с клиента, так и с заказчика, если он направляет его к ней, поскольку условием ее начисления является именно незаезд, а не отсутствие оригинала документа, удостоверяющего личность, на руках у клиента. Этот случай не приравнивается к незаезду, если только речь не идет о договоре с заказчиком-коммерсантом, в котором прямо предусмотрено начисление платы (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 № 09АП-31251/2011-ГК). В данном случае лучше всего просто взимать плату, поскольку невозможность оказания гостиничных услуг возникла по вине заказчика, что дает право исполнителю на получение вознаграждения в полном объеме в соответствии с п. 2 ст. 781 ГК РФ (Апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Иваново от 10.08.2015 по делу № 11-43/15).

Особый случай: паспорт СССР образца 1974 г.

Особо следует остановиться таком документе, удостоверяющем личность гражданина РФ, как паспорт СССР образца 1974 г. в связи со множеством возникающих на практике вопросов его применения. Такой паспорт является действительным, несмотря на то что утвержден и действует новый образец. Согласно Положению о паспорте гражданина РФ паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ.

Вместе с тем согласно п. 5 Положения о паспортной системе в СССР, утв. постановлением Совета Министров СССР от 20.08.74 № 677 «Об утверждении положения о паспортной системе в СССР», действие паспорта образца 1974 г. не ограничивается сроком и является недействительным только в случае отсутствия в них фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет. Следует отметить, что данное Положение в настоящее время не отменено и в соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 12.12.91 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» применяется в части, не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству РФ.

Кроме того, п. 3 Указа Президента РФ от 13.03.97 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» предусмотрено, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, действителен до замены его в установленные сроки на паспорт гражданина РФ. В связи с этим момент прекращения действия паспорта гражданина СССР связан со сроком обмена его на паспорт гражданина РФ, а постановлением Правительства РФ от 08.07.97 № 828 установлены сроки для органов МВД РФ, которые должны провести мероприятия по замене паспортов образца 1974 г. Указанное постановление не содержит указания на то, что по истечении указанного срока паспорта старого образца не могут использоваться.

Данная позиция изложена в Определении ВС РФ от 04.11.2003 № КАС03-521, в котором указано, что абз. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 08.07.97 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» адресован МВД России, не регулирует сроки действия паспортов и каких-либо обязанностей на граждан не возлагает, поэтому рассматриваемый документ также удостоверяет личность гражданина РФ.

Выселение постояльца

Гостиница вправе выселить потребителя, нарушающего условия проживания, — за причинение ущерба имуществу, совершение иных противоправных действий (п. 33 Правил). Однако она в любом случае не вправе в дальнейшем отказывать такому потребителю в размещении, вносить его в черные списки. Потребитель, повторно обратившийся в гостиницу, не может считаться злоупотребляющим правом до момента заключения с ним соответствующего договора и соответственно нарушения правил проживания в ней, на момент такого обращения и до заключения соответствующего договора на него не распространяются правила проживания в гостинице. Тот факт, что потребитель ранее нарушал правила проживания в гостинице, сам по себе не свидетельствует о том, что постоялец обязательно повторно допустит такие нарушения при последующем обращении в гостиницу (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2014 по делу № А70-10682/2013).

Выселение потребителя допускается за совершение им действий, противоречащих законодательству РФ, принятым в гостинице правилам проживания, а также нарушающим общепринятые нормы нравственности и морали.

Желательно хотя бы примерный перечень таких действий с оговоркой о том, что он не является исчерпывающим, привести в правилах проживания. Это может быть, например, запрет на аморальное поведение, курение, открытое ношение оружия, содержание животных.

По мнению судов, в правилах предоставления гостиничных услуг следует предусмотреть запрет курения на территории здания в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Такой запрет касается не только гостей, проживающих в номерах гостиницы, но также и ее работников, арендаторов и иных клиентов (Определение Ивановского областного суда от 27.11.2013 по делу № 33-2599).

Не будет лишним включение в правил предоставления гостиничных услуг дополнительных положений, касающихся порядка использования номеров и услуг гостиницы. В этом смысле можно не опасаться утяжеления текста правил за счет подробного описания случаев недопустимого поведения, поскольку это позволит должным образом защитить гостиницу от необоснованных претензий постояльцев.

В тоже время стоит напомнить, что ни один отель не может предусматривать условие о праве гостиницы выбирать себе клиентов как противоречащее закону.

Важно!

При выселении потребителя за нарушение правил проживания гостиница обязана ему вернуть разницу между уплаченной суммой и стоимостью полученных гостиничных услуг, поскольку удержать все полученные от него денежные средства в полном объеме она не вправе (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2009 по делу № А31-3177/2008-19).

В то же время гостиница может в судебном порядке взыскать с нарушителя ущерб, который он причинил отелю своими противоправными действиями.

Пример 1

В нашей практике был случай, когда молодой человек с девушкой заселились в номер, а затем в пьяном виде стали бесчинствовать, сломали мебель, бегали по этажу и стучали в двери других номеров, что было зафиксировано видеокамерами. С материалами видеосъемки, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела и отчетом об оценке поврежденного и уничтоженного имущества гостиница обратилась в суд. В рамках судебного разбирательства была проведена экспертиза, в результате которой сумму ущерба истец скорректировал в сторону уменьшения. Взыскивая с обоих ответчиков сумму причиненного ущерба в солидарном порядке и судебные расходы по делу, суд отметил, что за ущерб они должны отвечать вместе, поскольку согласно регистрационной карте заселились и проживали в одном номере. Доводы девушки о том, что она ущерб не причиняла, суд отклонил как не подтвержденный надлежащими доказательствами, учитывая при этом, что по факту противоправных действий своего кавалера она не обращалась ни в правоохранительные органы, ни в администрацию гостиницы (Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18.02.2016 по делу № 2-26/16).

Что указывать в правилах проживания: примеры из практики отелей

Приведем несколько примеров из действующих правил проживания в отдельных гостиницах.

Пример 2

Администрация гостиницы «Ярославская» указала в п. 8.1 своих Правил предоставления гостиничных услуг на то, что запрещается аморальное поведение, которое противоречит общепринятым представлениям о разумном и достойном поведении, как то: насилие, оскорбление, хулиганство, чрезмерное употребление спиртных напитков, грубость по отношению к другим лицам, недостойное поведение в общественных местах, нахождение в грязной, пачкающей одежде и др.

(Электронный ресурс: http://yaroslavskaya.com/abouthotel/residencerules; дата обращения — 03.10.2016).

Пример 3

В правилах предоставления гостиничных услуг гостиницы «Космос» прямо предусмотрен запрет на открытое ношение в гостинице любых видов гражданского, служебного, боевого оружия, в том числе при исполнении служебных обязанностей, хотя не совсем понятно как этот запрет соотносится с полномочиями сотрудников силовых ведомств. Причем не допускается только открытое ношение оружия, а вот скрытое ношение оружия, видимо, разработчик данных правил посчитал возможным не запрещать. В этой гостинице также нельзя распивать спиртные напитки, употреблять продукты питания в общественных местах, выносить еду из ресторанов с формой обслуживания «шведский стол».

(Электронный ресурс: http://www.hotelcosmos.ru/hotel/rules; дата обращения — 14.10.2016).

Пример 4

Правилами проживания и пользования гостиничными услугами в туристском гостиничном комплексе «Бета» гостям запрещается нарушать покой после 23:00, нельзя стирать и сушить личные вещи в номере, выбрасывать бутылки и мусор из окна, выносить белье, полотенца и инвентарь из номера.

(Электронный ресурс: http://www.hotelbeta.ru/hotel/rules; дата обращения — 14.10.2016).

Пример 5

Администрация санкт-петербургского отеля «Эрмитаж» оговарила в правилах, что номера не предоставляются для проведения досуга (п. 1.3), имея в виду вполне определенный досуг, который повлечет создание у отеля дурной репутации (электронный ресурс: http://www.ermitagehotel.ru; дата обращения — 03.10.2016).

Пример 6

В ОАО «Интурист Отель Групп» наряду с кодексом этики и антикоррупционной политикой есть и такой внутренний документ, как «Программа оповещения о недостатках «СОТРУДНИКИ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ!», утв. приказом от 06.06.2014 № 46.

Данным документом предусмотрена возможность направления работниками сообщений посредством различных каналов связи, в том числе анонимно, с целью эффективной борьбы с возникающими рисками и противодействия злоупотреблениям.

(Электронный ресурс: http://www.intourist-hotels.ru/about/inner; дата обращения — 26.10.2016).

Пример 7

В АО «ТГК „Измайлово“» в отдельный документ (публичная оферта) вынесено оказание услуги WI-FI, в котором гостиница среди прочего оговорила пределы своей ответственности и ряд правомочий — от фильтрации адресного пространства до оснований прекращения доступа к услуге.

(Электронный ресурс: http://www.izmailovo.ru/services; дата обращения — 26.10.2016).

Запрет на содержание животных

Многие гостиницы вводят в свои правила проживания запрет на содержание постояльцами животных. Где-то этот запрет жесткий, где-то нет.

Так, в п. 3.6 Правил проживания в гостинице «Березка» в г. Златоусте Челябинской области содержится бескомпромиссный запрет на нахождение в гостинице каких-либо животных. (Электронный ресурс: http://hotel-ivanovo.ru/rules; дата обращения — 03.10.2016).

В этом смысле более льготный режим предоставляет столичная гостиница «Космос», где действуют отдельные правила, касающиеся проживания гостей вместе с животными: размещение допускается при наличии ветеринарных документов с отметкой обо всех сделанных прививках.

Гости с животными размещаются по специальному тарифу в предназначенных для этого номерах по предварительному бронированию. В гостинице «Космос» разрешено проживание с собаками-поводырями и собаками специальных полицейский подразделений — охранными собаками, собаками-нюхачами и др. (электронный ресурс: http://www.hotelcosmos.ru/hotel/rules; дата обращения — 14.10.2016).

В гостиницах «Гамма» и «Дельта» постоялец, заселяющийся с животными, должен обеспечить наличие лотка для туалета, посуды для кормления, специальных коврика или клетки, не имеет права кормить животных из посуды гостиницы, брать их с собой в общественные места и оставлять без присмотра, мыть животных в душевой комнате и пользоваться для этой цели полотенцами, выгуливать животных на территории гостиниц и газонах (электронный ресурс: http://www.izmailovo.ru/services; дата обращения — 14.10.2016).

В санкт-петербургском отеле «Эрмитаж» администрация в правилах предусмотрела запрет на то, чтобы держать в номерах не только животных, но и насекомых (п. 2.14) (электронный ресурс: http://www.ermitagehotel.ru; дата обращения — 03.10.2016).

Гостиница в роли хранителя

Гостиница как профессиональный хранитель и без особого соглашения с гостями отвечает за утрату, недостачу или повреждение внесенных вещей, кроме денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. За них она несет ответственность только в случае принятия их на хранение либо если они были помещены в индивидуальный сейф (ст. 925 ГК РФ). Если гость им не воспользовался, то на гостиницу не может быть возложена ответственность за их утрату (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2015 по делу № 33-8069).

Гостиница отвечает за сохранность вещей гостя и в том случае, если они размещены в ином месте, например, оставленный на парковке автомобиль (постановление ФАС Московского округа от 28.04.2005 по делу № КГ-А40/3373-05).

Клиенты не потребители

Закон № 2300-1 и Правила № 1085 не распространяются на отношения между гостиницей и иными участниками гражданского оборота, не обладающим статусом потребителя: компании и индивидуальные предприниматели, заказывающие гостиничные услуги для размещения своих сотрудников, привлеченных клиентов и т.д. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.10.2002 по делу № Ф04/3781-476/A75-2002), которые складываются на основании заключенных между ними договоров (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.07.2015 по делу № А32-28994/2014).

Правила № 1085 не распространяются на отношения, связанные с бесплатным размещением граждан в пансионатах, гостиницах и в иных средствах размещения, в том числе если такое размещение происходит в рамках их трудовых отношений с работодателями, владеющими соответствующими средствами размещения, поскольку в такой ситуации к числу потребителей они не относятся (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 23.12.2014 по делу № 11-13387/2014). Отметим также, что если указанные граждане изначально проживали бесплатно (например, такая возможность была предоставлена работнику работодателем в составе социального пакета при трудоустройстве), с них взыскать стоимость проживания нельзя, поскольку сложившиеся отношения не подпадают под действие Правил № 1085 (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.08.2014 по делу № 33-10982/2014).

Правила также не применимы к случаю, когда размещение граждан осуществляется хотя и в гостинице, но не за плату, в связи с необходимостью обеспечить их жильем из маневренного фонда в ситуации, когда принадлежащее им жилое помещение было уничтожено в результате стихийных бедствий (Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 05.02.2014 по делу № 33-4303).