Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА) в начале нынешнего года вышел, по расчетам экспертов ВШЭ, в позитивную зону, причем улучшили свои показатели большинство субъектов Федерации. Вместе с тем ученые не надеются на стремительный экономический рост в регионах и прогнозируют скромные темпы динамики ВРП.
Экономическую активность в российских регионах аналитики Центра развития (ЦР) «Вышки» оценивают по следующей методике. Они сопоставляют объемы выпуска/оборота в пяти секторах (промышленности, строительстве, розничной и оптовой торговле, платных услугах) с данными предыдущего месяца, присваивая значение 100, если показатель вырос, и ноль — в противном случае. Если в субъекте Федерации зафиксирован рост во всех пяти секторах, то его индекс экономической активности равняется 100%, если в четырех секторах, то 80%, и т.д. Сводный индекс РЭА определяется как простое среднее арифметическое из индексов всех регионов.
«В январе 2017 г. экономическая активность снизилась по сравнению с декабрем в 15 регионах, в 22 осталась на прежнем уровне, а выросла в 45, — отмечает эксперт ЦР Сергей Смирнов. — Таким образом, по сравнению с предыдущим месяцем ситуация явно улучшилась, и восходящий тренд стал еще более явным. Более того, в январе второй раз за последние три месяца сводный индекс региональной экономической активности оказался выше критического уровня в 50%, что указывает на выход российской экономики из депрессивного состояния».
Промышленный индекс РЭА в январе составил 80% (в шести регионах из 82 объем индустриального производства превысил прошлогодний уровень). Это определенно указывает на достаточно интенсивный рост в этом секторе экономики.
В оптовой торговле и сфере платных услуг индексы РЭА вышли на уровень около 65%, однако в строительстве и розничной торговле по-прежнему наблюдался спад. Он особенно заметен в розничной торговле, где рост наблюдался примерно в одном регионе из пяти (в строительстве — в одном из трех). Хотя и в этих секторах январская ситуация оказалась лучше декабрьской, «пространственная» слабость внутреннего потребительского и инвестиционного спроса по-прежнему налицо. Это является достаточно сильным препятствием для распространения промышленного роста на остальные секторы экономики.
Позитивная зона расширяется
В разрезе федеральных округов самая низкая экономическая активность по-прежнему наблюдалась в Уральском ФО, по которому сводный индекс РЭА в январе составил 40% (заметим, что индекс РЭА ни разу не превысил здесь 50% с конца 2014 г.). Несколько лучше была ситуация в Центральном ФО, где индекс РЭА достиг 46%.
В Южном ФО индекс региональной экономической активности оказался на уровне 50%. Во всех остальных федеральных округах он колебался в пределах 58—60%.
Таким образом, в большинстве федеральных округов экономическая активность достигла докризисных значений конца 2014 г., но не поднялась до показателей благополучных лет, характерных для 2011—2012 гг.
Позитивная картина также сложилась и на уровне регионов (областей, краев и республик). В 50 субъектах Федерации январский индекс РЭА превысил 50%, указывая на рост экономической активности, близкий к значениям 2014 г. При этом число регионов, в которых сокращаются все пять секторов экономики или растут только один-два из пяти, в январе уменьшилось. Напротив, количество субъектов Федерации со «средним» на данный момент уровнем экономической активности (рост в трех секторах) заметно выросло. Увеличилось и число регионов с преобладанием роста (рост в четырех или во всех пяти секторах).
В группу особенно проблемных субъектов Федерации эксперты ВШЭ отнесли два региона, где сокращаются все пять секторов (индекс РЭА — 0). Сюда входят Волгоградская область и Чувашская Республика.
Тревогу экономистов также вызывают 11 субъектов Федерации, где сокращаются четыре из пяти секторов (индекс РЭА — 20%).
На эти две проблемные группы в совокупности приходится 30% от ВРП России, что указывает на продолжение рецессии в ряде крупных регионов.
К числу наиболее успешных территорий по итогам января относятся Псковская область, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан и Самарская область (здесь все пять секторов растут, индекс РЭА — 100%). Еще в 16 регионах растут четыре из пяти секторов, (индекс РЭА — 80%). На долю этих успешных субъектов Федерации приходится 23% от ВРП.
«Число регионов, в которых экономическая активность выросла „в среднем“ за три последних месяца (ноябрь 2016 г. — январь 2017 г.), составило 38, это чуть меньше половины от общего числа, — подчеркивает С. Смирнов. — Соответственно, в другой половине регионов экономическая активность продолжает сокращаться. В целом глубина и территориальная распространенность спада медленно сокращается. Втягивание российской экономики в фазу медленного (фактически на грани стагнации) роста сейчас представляется наиболее вероятным сценарием».
Перспективы скромны
Вывод о скромных темпах роста в близком будущем также подтверждает динамика сводного опережающего индекса (СОИ), который рассчитывается для всей отечественной экономики. После резкого спурта в начале года в феврале он закрепился на высоком уровне, увеличившись с 7,9 до 8,6%. Это максимальное значение СОИ с апреля 2010 г., то есть фактически за семь последних лет.
На данный момент завершение спада 2015—2016 гг. представляется ученым «Вышки» практически бесспорным. Однако это не означает, что российскую экономику ожидает период бурного восстановительного роста.
В феврале 2017 г. наибольший позитивный импульс среди всех компонент СОИ отечественная экономика получила со стороны нефтяных цен. Средние котировки нефти Urals составили чуть больше 53 долл. за баррель, что на 75% больше уровня февраля прошлого года (31 долл. за баррель).
Вполне закономерно, что при таком значительном росте нефтяных цен общая ситуация в экономике улучшается. Тот факт, что индекс РТС заметно (на 43%) вырос по сравнению с февралем прошлого года, также подтверждает, что участники фондового рынка смотрят на ближайшие перспективы российской экономики достаточно оптимистично.
В то же время «хромают» другие важные компоненты СОИ. Внутренний спрос остается слабым, динамика новых заказов и уровень запасов готовой продукции дают разнонаправленные сигналы. Настораживает также пробуксовка роста нефтяных цен и фондовых индексов, из-за чего пока трудно надеяться на быстрый экономический рост. По мере того как будет сходить на нет «эффект базы», возникший из-за низкого (кризисного) уровня начала 2016 г., сводный опережающий индекс тоже будет снижаться, указывая на замедление темпов роста.