Конституционный суд РФ (КС РФ) 10 марта подтвердил конституционность учета износа в ОСАГО и предложил пострадавшим в случае недостаточности страхового возмещения взыскивать дополнительные деньги с виновника аварии.
В постановлении КС РФ о конституционности учета износа в ОСАГО отмечается, что законодательство о нем не может подменять собой положения об исполнении обязательств, связанных с причинением вреда. В случае недостаточной страховой выплаты для приведения имущества в первоначальное состояние владелец пострадавшего транспортного средства вправе требовать полного возмещения от виновника аварии. Суд должен проверять его ходатайство о возможности снижения взыскания. Согласно постановлению, возмещение ущерба, который не компенсировал страховщик ОСАГО, обязан произвести причинитель вреда. И в этом случае, поскольку на потерпевшего нельзя возлагать ответственность за поиск деталей на вторичном рынке, даже если на его машину были установлены новые детали, это нельзя считать неосновательным обогащением. При этом виновник аварии вправе требовать в суде экспертизы, направленной на снижение суммы иска, а также предъявить доказательства того, что существует иной, более распространенный в обороте (и более дешевый) способ приведения поврежденного автомобиля в первоначальное состояние.
Постановление было вынесено в результате рассмотрения судом жалоб нескольких жителей Краснодарского края, которые не добились в судах полного возмещения расходов на ремонт автомобилей.
Решение КС РФ глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс прокомментировал так: «Весь процесс ОСАГО признан конституционным. Тем людям из Краснодарского края, которые обращались и говорили, что это неконституционно и что не могут полностью починить в рамках ОСАГО свой автомобиль, было сказано нет. Закон об ОСАГО вводит лимит 400 000 руб. по „железу“, 500 000 руб. по жизни и здоровью. Вы не можете заплатить 6000 руб. премии и получить миллионы за ремонт. Это выше здравого смысла».
При этом он сообщил журналистам относительно позиции КС РФ: «Моя личная точка зрения — несколько другая по данному разъяснению. Российская Конституция была построена на балансе интересов и балансе вины и наказания. Представьте ситуацию: обладатель Bentley, в его автомобиль врезается, не справившись с управлением в плохую погоду, молодая обладательница „Лады Приоры“; она за рулем два года, машина куплена в кредит. Владелец Bentley говорит: „Нет, 400 000 руб. мне не хватит, ты, дорогая, мне должна еще 6 млн руб. за два крыла и все остальное“. Для меня это решение носит не совсем бесспорный характер», — отметил И. Юргенс.