Снижение административного давления на предпринимателей, сокращение числа проверок было в центре внимания участников конференции «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства», прошедшей в рамках X Недели российского бизнеса. Форум на удивление точно отразил сложившуюся ситуацию: чиновники приводили цифры, показывающие сокращение числа проверок, а бизнес отмечал их увеличение.
Накануне X Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), премьер Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства РФ «О мерах по расширению применения риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».
Документ предусматривает расширение перечня видов госконтроля, осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода. Сейчас он распространяется на четыре вида госконтроля (надзора): пожарный, санитарно-эпидемиологический, в сфере связи и соблюдения трудового законодательства.
Новый перечень дополнен еще 33 видами госконтроля, в том числе 26 видами федерального и 7 — регионального. В документ попали наиболее массовые и распространенные виды контроля: земельный, ветеринарный, транспортный, за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами и пр.
Внедрение системы управления рисками является, по мнению заместителя главы МЭР Саввы Шипова, принявшего участие в конференции, одним из важнейших условий перехода на новую систему контроля и надзора.
«Эта система позволяет контролирующим ведомствам сконцентрировать свои усилия в тех зонах, где есть наибольший риск причинения ущерба охраняемым законом ценностям, и сократить число проверок, проводимых „вхолостую“, — подчеркнул г-н Шипов. — Для добросовестных же хозяйствующих субъектов риск-ориентированный подход гарантирует снижение административного бремени, поскольку контролеры не будут приходить к ним без лишней необходимости».
Применение риск-ориентированного подхода, по данным МЭР, уже дало свои результаты.
Только в сфере пожарной безопасности от надзора были освобождены более 700 000 низкорисковых хозяйствующих субъектов, а общее количество плановых проверок в 2017 г. по сравнению с прошлым годом сократилось на треть.
Мировой опыт использования риск-ориентированного подхода показывает, что его применение позволяет снизить общее количество проверок от 30 до 90%, а отдельные категории бизнеса освободить от планового контроля полностью.
От таких цифр и перспектив у неподготовленного человека может закружиться голова, но реальность может выступить в роли остужающего душа. Результаты опроса предпринимателей, по словам президента РСПП Александра Шохина, говорят о том, что административная нагрузка на них все еще велика. Плановые проверки последние годы проходили практически в 94% компаний, а внеплановые — в 54% предприятий. Количество внеплановых проверок в прошлом году увеличилось по сравнению с 2015 г. Более половины компаний сталкивались в ходе проверок с предъявлением неожиданных для них требований, более трети фирм увидели дублирование и противоречие запросов контролеров.
Впрочем, самые главные меры, нацеленные на реформу контрольно-надзорной и разрешительной деятельности государства, еще впереди. Проект нового федерального закона о контроле и надзоре Минэкономразвития должно внести в правительство летом.
«Мы надеемся, что удастся выйти на дорожную карту по каждому виду контроля и каждому виду предпринимательской деятельности, которые у нас в приоритете, для того чтобы выйти на конкретные решения, конкретные изменения в нормативно-правовых актах, которые позволят решить заявленные проблемы», — оптимистично заявил на конференции замминистра юстиции Михаил Гальперин. Может после принятия нового закона и цифры проверок, которые приводят чиновники и предприниматели, сойдутся, причем на низком уровне.